3 самых резонансных антимонопольных дела пермского УФАС

Пермь, 5 июня - АиФ-Прикамье. Будущее пермского аэропорта. Застройка лакомой территории в центре Перми, где раньше была психиатрическая больница. Скандал с торгами на ремонт и содержание городских дорог в краевой столице.  

   
   
Антон УДАЛЬЁВ, и. о. главы Пермского УФАС, прокомментировал «АиФ-Прикамье» самые резонансные дела, которыми занимается их ведомство.

Лакомый аэропорт

Как уже писали «АиФ-Прикамье», в конце февраля прошёл конкурсный отбор инвестора для строительства нового аэровокзального комплекса аэропорта Пермь. Его победителем стало ОАО «Кольцово-Инвест» (входит в холдинг «Аэропорты регионов» группы «Ренова» Виктора Вексельберга). Тогда же было объявлено, что с ним краевые власти в ближайшее время подпишут инвестиционный меморандум. 

– Антон Вадимович, и вы, и федеральное УФАС предупреждали краевые власти о недопустимости скрытой приватизации аэропорта. Тем не менее они вроде как не спешат отказываться от подписания инвестмеморандума?

– Наша позиция остаётся неизменной: если этот меморандум будет предполагать передачу прав на имущество либо на акции международного аэропорта Пермь, то он будет незаконным. Если он будет подписан в таком формате, наше региональное управление или ФАС России обратится в суд, чтобы это соглашение оспорить, в том числе и конкур-

сные заявки. Вообще возникает много вопросов в связи с этим конкурсным отбором. Я вообще не понимаю, в рамках какого законодательства его провели. Причём проводило его ОАО «Международный аэропорт Пермь», а меморандум почему-то заключают краевые власти. Хотя логичнее, что тот, кто проводил отбор, и должен подписывать соглашение. Более того, в заявках участников отбора прямо описаны схемы, каким образом им нужно действовать совместно с краевыми властями, чтобы обойти закон «О приватизации». 

Сиротливые дороги

– Скандальным вышел недавний аукцион на содержание и текущий ремонт дорог в Перми. Какова позиция вашего ведомства в этом вопросе?   

– Мы понимаем, почему сегодня торги по содержанию пермских дорог у всех на устах. С одной стороны, это связано с политическим конфликтом, который сложился в городе. Сразу подчеркну, мы вне политики и в междоусобных войнах не участвуем. У нас ко всем единый подход: не надо нарушать законы. С другой стороны, речь в данном случае идёт об огромных суммах - порядка 4,5 млрд руб. При этом контракты на содержание дорог заключаются с победителями на 3 года. То есть те подрядчики, которые сейчас зайдут, будут спокойно работать всё это время. Отмечу, что все жалобы, которые поступили по 17 разыгранным лотам, нашим управлением либо центральным аппаратом ФАС признаны необоснованными. Тем не менее по итогам внеплановых проверок мы выдали предписания по всем этим лотам, что нужно внести изменения в конкурсную документацию. Это означает, что придётся снова проводить торги, а все подрядчики, которые были признаны победителями, не смогут заключить договоры.  

   
   

– Почему выдаёте такие предписания?

– Если не вдаваться в довольно сложные и специфические детали, то можно сказать, конкурсная документация была составлена так, что не было прозрачности и понятности в требованиях заказчика. Тем самым ограничивалась равная конкуренция для всех участников аукциона. 

Клиническая застройка

– Ещё одно громкое дело связано с застройкой квартала № 179 (территория бывшей психиатрической больницы в Перми. - Авт.). В мае ваше ведомство признало, что краевое Министерство имущества и учреждённое им ОАО «Пермагростройзаказчик» нарушили антимонопольное законодательство при проведении торгов по отбору инвестора на проектирование и застройку этой территории.  

– Да, такое решение уже принято, выдано предписание и краевым властям, и самому ОАО «ПАСЗ». Если всё-таки они надумают заключить контракт с инвестором, то мы обратимся в суд. Кстати, мне очень понравился комментарий гендиректора ПАСЗ. Из его слов следует, что почему-то только одно Пермское УФАС обратило внимание на какие-то незаконные действия, тогда как все остальные говорят, что всё законно. Хотел бы подчеркнуть, что все остальные так не говорят. Все остальные возмущаются, но меры принимаем мы. И антимонопольное дело мы возбуждали по заявлению краевой прокуратуры. 

Эти ситуации с «Пермагростройзаказчиком» и пермским аэропортом на самом деле очень показательны. Причём не только для Прикамья, но и вообще для всей России. Наше законодательство, к сожалению, даёт право унитарным предприятиям возможность отчуждения различных имущественных благ без проведения конкурентных процедур. Так, сегодня мы рассматриваем заявление, когда одно из унитарных предприятий Перми произвело мену своего имущества на имущество, принадлежащее хозяйствующему субъекту. И это было сделано с согласия департамента имущественных отношений. С точки зрения законодательства, формально это законно. Но если рассуждать, то для чего создаётся унитарное предприятие? Чтобы осуществлять свою деятельность. А оно берёт и продаёт имущество. Для чего, спрашивается, вы его отдавали унитарному предприятию? Чтобы оно продало? 

Причём эта ситуация характерна не только для Перми, но и для других районов Прикамья. Мы не можем в таких случаях принимать какие-то меры, потому что нет нарушения антимонопольного законодательства, хотя и обращаемся в прокуратуру. Но прокуратура пока ни на одно подобное обращение путём подачи исков не отреагировала. 

Только цифры

255 жалоб поступило в пермское УФАС за 1-й квартал 2013 г.

209 нарушений в сфере размещения госзаказа выявлено.

49 антимонопольных дел возбуждено.

24 штрафа на общую сумму 486 тыс. руб. наложено.

335 тыс. руб. из них выплачено.

23 должностных лица привлечены к ответственности.

По данным пермского УФАС

 

Смотрите также: