Аэропорт подарили? Пермь получит новый аэровокзал, когда того пожелает олигарх

Фото Сергея Копышко

Пермь, 26 июня - АиФ-Прикамье. Передача свершилась в прошлом году, и казалось, что проблема почти решена. Аэропорт - «золотой» актив, и желающие построить и эксплуатировать новый аэровокзал выстроятся в очередь и будут готовы платить за такое право миллиарды, которые пополнят краевую казну. Краевые власти рьяно взялись за дело, рапортуя о том, что инвестор найден и готов строить. Но подробности и условия работы с этим инвестором - компанией «Кольцово-Инвест», входящей в холдинг «Ренова» Виктора ВЕКСЕЛЬБЕРГА - руководство региона упорно не раскрывает, а подписанный краевым вице-премьером Олегом ДЕМЧЕНКО некий инвестиционный меморандум с «Кольцово-Инвест» настолько секретный, что его не показывают даже депутатам Заксобрания Пермского края.

   
   

Реновационный меморандум

Конкурс по отбору инвестора для Большого Савино (ныне аэропорт называется Международный аэропорт Пермь - МАП) был проведён в условиях повышенной секретности в феврале этого года. Критерии отбора стали известны лишь журналистам, которые смогли получить необходимые бумаги из собственных источников. Инвестор обязан построить новый аэропорт до 2015 г., вложив в него 3,7 млрд руб., после чего стать полноценным собственником актива.

Реальных претендентов на аэропорт было двое - «Кольцово-Инвест» холдинга «Ренова» Виктора Вексельберга и «БазЭлАэро» Олега ДЕРИПАСКИ. Победило «Кольцово-Инвест», для которого условия конкурса оказались как нельзя более подходящими.

А вот дальше начинают происходить странные вещи. Меморандум с «Кольцово-Инвест» подписывает от лица Пермского края вице-премьер Олег Демченко. Когда состоялось подписание и подробности меморандума долгое время остаются тайной за семью печатями. Почему победило «Кольцово-Инвест»? Каковы гарантии, что аэропорт будет построен? Сколько денег за свой «золотой актив» получит бюджет Пермского края? На все эти вопросы чиновники и ответственный за процесс Олег Демченко отвечать отказываются.

Непонятный конкурс и непонятный меморандум привлекают внимание Федеральной антимонопольной службы, которая рекомендует губернатору просто и прозрачно выставить аэропорт на торги, прописав в контракте с победителем условия строительства нового аэропорта. Но просьба антимонопольщиков игнорируется. В ответ на это ведомство начинает собственную проверку ситуации, которая длится по сей день. И если судить по заявлениям руководителей антимонопольного ведомства в СМИ, вряд ли меморандум будет одобрен этим контрольным ведомством.

А краевые власти тем временем начинают работу по передаче пермского аэропорта «Кольцово-Инвест». Создана структура под названием «Большое Савино - Терминал» (БСТ), которую возглавил выходец из Екатеринбурга Алексей ШУТОВ. БСТ, 26% акций которого принадлежит аэропорту и 74% - «Кольцово-Инвест», получит в аренду землю, на которой будет строиться новый терминал. Почему именно так? Ответа нет.

Следующим шагом должен стать дополнительный выпуск акций аэропорта, который выкупит «Кольцово-Инвест» за миллиард, тут же вложит его в аэропорт и получит контроль над воздушными воротами Прикамья. Компании в начале 2014 г. отойдёт более половины акций аэропорта (от 51 до 75%, как сказано в меморандуме). Остальное останется во владении края. При этом каждый бизнесмен знает, что в российских условиях миноритарный акционер (каким в этой ситуации становится Пермский край) - вовсе и не акционер. Никакого реального влияния на ситуацию в компании он оказать не может. Например, основной акционер запросто может провести ещё один дополнительный выпуск акций, «размыв» краевую долю до ничтожной величины. Сценариев, как выжить миноритария из компании, масса.

   
   

Откровения перед депутатами 

20 июня, спустя несколько месяцев после проведения конкурса, информацию о работе с выбранным инвестором попытались представить депутатам ЗС Пермского края. Именно попытались - курирующий процесс вице-премьер Олег Демченко почему-то не пожелал отчитаться перед парламентариями, отправив вместо себя не погружённого в ситуацию вице-премьера Алексея ЧИБИСОВА. Сильно «бить» вице-премьера депутаты не стали - они поняли, что Чибисов вынужден прикрывать Демченко, которого парламентарии просто разорвали бы вопросами. Интересно, что даже перед докладом о ситуации и подписанном меморандуме депутатам… этот меморандум не выдали, ссылаясь на секретность! Единственным обладателем документа был депутат Вадим ЧЕБЫКИН, который получил его от антимонопольщиков. Остальные руководствовались только тем, что читали в СМИ.

Депутаты завалили Чибисова вопросами: «Почему такая секретность? Почему нельзя провести прямые обычные торги? Сколько денег получит бюджет края от такой сделки?» Вице-премьер не смог ответить почти ни на один вопрос. Но выяснились интересные вещи. Например, что меморандум - это вовсе и не документ, а так, декларация о намерениях, «рабочая переписка». Но почему процесс приватизации аэропорта идёт ровно так, как прописано в меморандуме - взять хотя бы создание БСТ?

В итоге парламентарии почти единогласно признали схему «кривой и непонятной» и рекомендовали правительству не мудрить и выставить аэропорт на торги, победителя которых обязать построить аэропорт в чётко оговорённые сроки. Пока же, по словам депутатов, получается, что «золотой актив» Пермского края фактически отдают «Кольцово-Инвест» бесплатно! Хотя не бесплатно, доплатит Пермский край: например, лоббируется реконструкция шоссе Космонавтов от выезда из города до аэропорта. Тот, кто хоть раз ездил по этой трассе, понимает, что этот участок шоссе нуждается в реконструкции намного меньше, чем сотни километров других дорог в крае. А цена вопроса - 2 млрд бюджетных рублей!

В результате огонь на себя был вынужден принимать глава правительства Пермского края Геннадий ТУШНОЛОБОВ. Он пообещал депутатам (которые в недавнем прошлом были его коллегами), что отныне все процессы по приватизации аэропорта станут прозрачными если не для населения, то для парламентариев и интересующейся общественности - точно. 

- Все действия по приватизации аэропорта возможны только после того, как депутаты одобрят программу приватизации на 2013 г., в которую войдут акции аэропорта, - заявил Тушнолобов журналистам. 

Перспективы

Конечно, всем нам хочется верить, что «Кольцово-Инвест» сдержит своё обещание и построит новый аэропорт (хотя при заявленных параметрах краевой бюджет ни копейки с этого не получит). Но запредельная секретность сделки наводит как просто наблюдающих за процессом, так и депутатов на иные мысли. Например, что «Кольцово-Инвест» построит новый аэропорт не к 2015 г., а когда захочет. И таким, каким посчитает нужным - никто не помешает новому хозяину распоряжаться своей собственностью. А может и вовсе закрыть пермские воздушные ворота, договориться с железнодорожниками и сделать аэроэкспресс в другой принадлежащий «Ренове» аэропорт - екатеринбургский Кольцово, который сегодня загружен далеко не на 100%, где кровь из носу нужны дополнительные пассажиры и рейсы.

Подписанный вице-премьером Демченко меморандум уже привлёк внимание многих инстанций - антимонопольного ведомства, депутатов, Контрольно-счётной палаты Пермского края. Остаётся надеяться, что пристальный контроль со всех сторон позволит сделать схему приватизации аэропорта понятной и прозрачной, пополнить краевой бюджет, а нам с вами получить такой желанный аэропорт в кратчайшие сроки.

 

Смотрите также: