К сожалению, нередко потребителя ждёт разочарование. Как защитить свои права, если из крана вместо горячей воды идёт чуть тёплая, если дворник плохо метёт улицу, а уборщица не приходит мыть лестницы?
Что за прямыми расчётами?
В Центр обратились жители дома № 78 по ул. Карбышева по поводу качества горячей воды. Температура её не превышала 40-45 °С при норме 60 °С.
Ещё в 2013 г. ТСЖ судилось с ПСК по поводу транзитных сетей, проходивших по подвалу дома. Они считались бесхозяйными и находились в плачевном состоянии. Это тоже неблагоприятно влияло на качество воды. Товарищество выиграло процесс. Суд обязал сетевиков взять трубы на баланс и привести их в порядок. Компания со временем трубы починила. Но на качество горячей воды это мало повлияло. Всё это время жители требовали от поставщиков ресурсов перерасчёта платежей. Им его делали, но люди получали в результате копейки, а вода в кране по-прежнему была тёплой. В феврале нынешнего года жители дома снова подали иск на ПСК. Суд первой инстанции им отказал. Мотивация был странная: мол, несколько истцов не могут действовать в интересах остальных жителей. Это вправе делать только прокуратура. Но краевой суд это решение отменил, признав, что жители могут защищать свои права любыми законными способами.
«Суд мы выиграли, – говорит Ольга Яндыева. – Но как выполнить его решение? Что в силах судебных приставов? Если исполнитель услуги ТСЖ, то температуру горячей воды измеряют в кране в квартире потребителя. При прямых расчётах градусы учитывают на вводе в дом. Но нет ни одной нормы, ни одного постановления, которые бы определяли порядок фиксации качества воды на вводе. Нет никаких методик перерасчётов в подобных ситуациях. Это полный пробел в законодательстве».
Сколько разбирались?
Проблема транзитных трубопроводов касается не только жителей дома № 78 по ул. Карбышева. Говорят, что в Перми каждый пятый обратившийся к юристам жалуется на недостаточно горячую воду из-за чужих труб в подвале. И вот новый пример. ЖСК-20 обслуживает два дома – № 28 и 30 по ул. Льва Шатрова. В подвалах этих зданий, построенных ещё в советское время, не предусмотрены трубы обратной циркуляции. Возведены дома были на местности, ведущей к логу. Горячая вода спускалась в самый низ трубопровода и стояла там, остывая. Температура теплоносителя достигала всего лишь 30 °С. Поставляло ресурсы в эти дома городское коммунальное тепловое хозяйство (ГКТХ). Именно к нему вышло с иском ЖСК-20. Во время разбирательства, которое длилось целый год, к решению проблемы подключилась администрация города. В домах по ул. Льва Шатрова планируют установить индивидуальные тепловые пункты (ИТП) на средства, выделенные мэрией.
Чья прибыль?
Теперь поговорим о качестве содержания жилья. Не многие знают, что если у УК остались собранные с жителей, но не потраченные средства, то они могут считаться прибылью компании. Эта норма прописана в Жилищном кодексе и Постановлении Правительства РФ № 491. Но недавно в последний документ внесли изменение. Этими деньгами УК может распоряжаться по своему усмотрению, если за отчётный период не было зафиксировано жалоб жителей на содержание жилья.
А как в жизни бывает? Если дворник не чистит территорию от снега или уборщица развела грязь в подъезде, люди придут в контору, покричат, поругаются и уйдут. Не привык у нас народ бороться за свои права и писать жалобы. Оказывается, это нужно непременно делать, чтобы заставить коммунальщиков наводить порядок в доме и на придомовой территории, а не работать на свой карман. А то иные жители дома пожалуются в Жилищную инспекцию, компанию после этого оштрафуют, но на качестве обслуживания помещений это никак не сказывается. Людям никаких перерасчётов никто не делает. Кстати, законодательство это предусматривает. Но применить на практике существующий механизм перерасчёта невозможно.
Как же на деле можно защитить собственника жилья? Заключая с компанией договор управления, нужно заранее прописать судьбу собранных с жителей, но не потраченных денег. Скажем, пустить их на благоустройство дворов и подъездов.
И ещё одна хорошая новость. Мы знаем много случаев, когда управляющая компания, собрав с жителей деньги, меняла вывеску, и средства собственников бесследно исчезали. Теперь, похоже, «клонированию» и уходу от ответственности пришёл конец. В 2018 г. законодатели ввели норму по лицензированию УК. Если две компании имеют одинаковые или схожие до степени тождественности названия, то с января им дали шесть месяцев на изменение своих названий. Причём сменить имя должна та УК, которая получила лицензию позже. Законодатели услышали нас после почти десятилетней борьбы с «клонами». Может быть, и в остальном нам удастся навести порядок в сфере ЖКХ, если мы будем активно бороться за свои права?
Кто контролирует температуру?
«Сейчас практически все многоквартирные дома Перми находятся на прямых платежах за теплоресурсы. Каждый сигнал о проблемах с качеством услуг теплоснабжения, полученный от населения, передаётся для проверки в тепловую инспекцию. Это специальное подразделение в составе «Пермской сетевой компании». Сотрудники в постоянном режиме обрабатывают обращения жителей и принимают меры по повышению качества отопления и горячей воды. Для выполнения этой работы взаимодействуют все функциональные блоки: от групп эксплуатации тепловых сетей до отделов по работе с клиентами. При необходимости инспекторы обращаются в контролирующие органы – прокуратуру и Инспекцию государственного жилищного надзора.
При поступлении сигнала о проблемах с качеством услуги специалисты выходят на место и разбираются в причинах. Когда они обнаруживают неполадки на сетях горячего водоснабжения, которые обслуживает энергокомпания, то проводят устранение неисправности. Если же перебои связаны с некачественной подготовкой внутридомовых сетей, то за это несёт ответственность структура, обслуживающая здание, – УК или ТСЖ. При этом важно сказать, что ресурсоснабжающая компания обеспечивает коммунальный ресурс надлежащего качества на вводе в дом».
Как устранить противоречия?
«Налицо несовершенство законодательства. Управляющая компания должна ежемесячно проводить замеры температуры горячей воды на вводе в дом. Сейчас, когда потребители в массовом порядке переходят на прямые расчёты с поставщиками ресурсов, замеры должны делать сами ресурсники. Но у потребителей есть сомнения: насколько объективны будут показатели, которые они зафиксируют? Поэтому необходимо ввести использование автоматизированных приборов, показания которых могла бы в любое время проверить прокуратура. Проверка качества услуги не должна заботить только самих жителей. Нужен контроль со стороны государства. Тогда будет более серьёзное отношение к соблюдению качества услуг и со стороны исполнителей.
Кроме того, замер температуры горячей воды на входе не даёт объективной картины ещё и потому, что все дома разные и по своим конструкциям, и по степени изношенности элементов. Экономистам необходимо рассчитать формулу, с помощью которой потребители смогли бы произвести расчёт оптимальной температуры в конкретном доме с учётом его возраста. Все эти предложения в ближайшее время отправлю на рассмотрение депутатов Госдумы. Противоречия в законе необходимо устранить».
Смотрите также:
- Как умельцы игнорируют схему прямых платежей. →
- Куда жаловаться на отключение воды? →
- Прямые расчёты: за и против →