aif.ru counter
27.09.2017 18:39
1443

Прямые расчёты: за и против

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Прикамье 27/09/2017
До перехода на прямые расчёты УК и ТСЖ в Перми задерживали до 85% платежей.
До перехода на прямые расчёты УК и ТСЖ в Перми задерживали до 85% платежей. © / Александра Горбунова / АиФ

В последние годы на рынке ЖКХ нестабильно. Поставщики тепла жалуются на многомиллионные долги потребителей за поставленные ресурсы. Собственники жилья перечисляют платежи в обслуживающие организации. А те не спешат переводить деньги за тепло ресурсникам.

Долги растут в геометрической прогрессии. Многие из них уже невозвратны. Казалось бы, это проблема взаимоотношений поставщиков-монополистов и УК. Но и собственников жилья лихорадит. Недобросовестные управляющие компании, накопившие долги за поставку ресурсов, всячески пытаются увильнуть от перечисления платежей: создают клоны, меняют вывески, рассылают жильцам двойные квитанции. Это запутывает собственников жилья, заставляет их нервничать. И когда энергетики предлагают им перейти на прямые расчёты, жители многоквартирных домов, как правило, с радостью соглашаются. Отношения начинают выстраиваться в новой системе координат.

22 сентября редакция газеты «АиФ-Прикамье» провела в Центре городской культуры Перми круглый стол на тему «Плюсы и минусы прямых расчётов за тепло». Обсудить проблему собрались поставщики ресурсов, представители власти, эксперты в сфере ЖКХ, юристы, руководители ТСЖ и УК.

С кого спрашивать за качество?

Казалось бы, прямые расчёты не позволяют платежам безвозвратно пропасть, прилипнуть к рукам недобросовестных руководителей УК, поэтому собираемость денежных средств за последние годы только растёт. По словам заместителя директора по техническим вопросам Пермского филиала компании «ЭнергосбыТ Плюс» Анатолия Лаврентьева, с 2016 г., когда начались прямые расчёты, платёжная дисциплина возросла с 40 до 70%. Но куда в этом случае жаловаться потребителю, если у него в квартире не греют батареи и из крана вместо горячей бежит чуть тёплая вода?

«У людей есть опасение, что они останутся один на один с поставщиком-монополистом, который им навяжет свои решения, – говорит член Общественного совета при правительстве края, эксперт по вопросам ЖКХ Олег Смирнов. – К тому же в законодательной базе нет пошаговой инструкции, куда обращаться жителям, если их не устраивает качество услуги. По идее, за порядок в доме отвечает управляющая компания. В доле платежей сумма за управление составляет около 26%, поэтому есть резон с неё спросить. Если же УК передаст функции по сбору средств за тепло поставщику ресурсов, то она может превратиться в подрядную организацию, которая выполняет конкретные работы по ремонту оборудования».

«При переходе на прямые расчёты мы берём на себя и сервисное обслуживание жителей многоквартирных домов, – говорит директор по продажам Пермского филиала компании «ЭнергосбыТ Плюс» Юрий Рябов. – Но по закону мы отвечаем за качество поставляемого ресурса до стен дома».

При этом на холодные батареи и негорячую воду жалуются жители квартир. А это уже зона ответственности управляющей компании или ТСЖ.

«Это противоречие законодатели заложили на уровне закона и пока не устранили его, – говорит руководитель юридического направления Центра комплексного обслуживания населения Ольга Яндыева. – Прямые расчёты можно было делать ещё с 2011 г. Но жители не решались. Сейчас инициаторами нового метода сбора платежей стали ресурсники, у которых много должников за тепло. Плюс прямых расчётов: люди знают, за что платят. Минус: неизвестно, кто отвечает за качество ресурса в квартире. Из судебной практики знаю, что поставщики ресурсов за тёплую (а не горячую) воду в кране взыскивают с управляющей компании. Мол, на входе у нас вода нужной температуры, а в доме из-за некачественного оборудования температура понижается».

Но только ли дело в состоянии внутридомового оборудования? Компания «Виктория-Сервис» обслуживает относительно новые дома, хорошо технически оснащённые. Однако, по словам директора управляющей компании Веры Седининой, в течение нынешнего лета не было ни одного дня, когда бы в дома поступала горячая вода, соответствующая нормативным требованиям.

«Мы признаём, что у нас, как поставщиков ресурсов, тоже не всё идеально, – отвечает на претензию Анатолий Лаврентьев. – Износ оборудования серьёзный. Это существенным образом влияет на качество обслуживания. Но при большей собираемости платежей будем проводить и больший объём ремонтов. Мы понимаем: если человек не будет получать качественную услугу, он не будет нам платить».

Расчётные центры занялись сервисом?

Для сбора платежей тепловики привлекают посреднические организации – расчётные центры. Но, как известно, и они в последнее время плохо себя зарекомендовали. На рынке финансовых услуг как грибы стали расти клоны известных расчётных центров. Некоторые из них обанкротились.

«Расчётно-кассовые центры необходимо создавать на уровне региона, – считает Олег Смирнов. – Иначе они исчезают вместе с деньгами».

Но и функции расчётных центров в последнее время стали меняться.

«Обслуживание клиентов заключается не только в сборе средств и выставлении квитанций, но и в оказании сервисных услуг, – говорит зам. гендиректора компании «КРЦ-Прикамье» Елена Устьянцева. – Мы принимаем жалобы, аккумулируем их, а потом передаём их поставщикам ресурсов. Также мы консультируем потребителей. Эти отношения только зарождаются на рынке услуг. Нам важно не потерять доверие граждан».

Кто начисляет ОДН?

Другая большая проблема прямых расчётов, которую обсуждали на круглом столе, – это начисление ОДН.

«С этого года общедомовые нужды перестали быть коммунальной услугой. Эти начисления законодатели отнесли к статье «Содержание жилья». Если поставщики ресурсов переходят на прямые расчёты, то они становятся исполнителями услуг. А значит, должны отслеживать показания приборов учёта жителей квартир. Есть ли возможности у тепловиков собирать сведения с жителей всего города?» – спрашивает Ольга Яндыева.

По мнению эксперта, у по­ставщиков ресурсов есть две формы взаимодействия с соб­ственниками жилья. В первом случае ресурсоснабжающая организация (РСО) взыскивает собираемые средства за тепло и горячую воду с управляющей компании. И тогда исполнителем услуг является УК. Во втором случае поставщики услуг берут на себя обязанности по сбору средств за тепло, а за УК остаётся только снятие показаний приборов учёта и начисление ОДН. В таком случае РСО становится исполнителем услуг.

«Прямые расчёты и прямые договоры – это разные вещи. В прямых договорах должны быть тщательно прописаны все детали, – поясняет Олег Смирнов. – Это единственный правильный выход в данный момент, когда многие нюансы отношений между поставщиками ресурсов, собственниками и управляющими организациями не прописаны в законодательстве. Правда, подобные типовые договоры сейчас только разрабатывают в правительстве. А пока все составляют эти документы так, как им вздумается».

И всё же, несмотря на своё несовершенство, новые взаимоотношения между потребителями услуг, поставщиками ресурсов и обслуживающими организациями на рынке ЖКХ завоёвывают всё больше своих сторонников. Так, например, компания «ЭксКом» перешла на прямые расчёты с РСО более года назад и довольна этими нововведениями.

«Мы оставили за собой контроль качества. Информацию об услугах, оказанных не на должном уровне, передаём в расчётные центры. Тепловики изучают её и делают перерасчёт потребителям, получившим некачественную услугу, – рассказывает директор УК Сергей Шалабот. – Считаю, что этот процесс достаточно правильный. В обязанности собственников входит не только оплата квитанций, но и содержание общедомового имущества. Из коллективной ответственности они переходят на индивидуальную ответственность. Ведь не секрет, что раньше за недобросовестных плательщиков приходилось платить тем, кто регулярно вносит плату за коммунальные услуги. Теперь, когда каждый платит за себя, может образоваться экономия средств. Эти деньги пойдут на нужды дома». 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество