Сундук богатства. Павел Ширинкин об упрямстве земляков и символе рубля

Молодой ученый исходил Пермский край вдоль и поперек. © / фото из личного архива

   
   

И мечтал найти что-то удивительное на своей малой родине. Искал и не находил. С годами появлялась внутренняя неудовлетворенность и собой, и Пермским краем – не такой он великий, как хотелось бы.

Досье
Павел Ширинкин. Родился в Перми в 1973 г. Окончил Пермский механический техникум им. Н. Славянова, географический факультет ПГУ. Кандидат географических наук. Зав. кафедрой управления и экономики Пермской государ-ственной академии искусства и культуры. Автор 45 научных работ, в том числе пяти учебных пособий. Действительный член Русского географического общества.

Откуда наша упертость?

Прорыв произошел годам к тридцати, когда молодой ученый и путешественник исколесил вдоль и поперек родной край. 

– Постепенно знания и впечатления о Прикамье сложились в уверенность, что наш край в российской истории – это некое загадочное зеркало, – говорит Павел Сергеевич. – Пермь в большей степени Россия, чем другие города и веси. Этому есть и научное объяснение. Поскольку наш город располагается у подножия Уральских гор, можно говорить о каком-то влиянии тектонических разломов. В таких местностях обычно выживают самые сильные и жизнестойкие люди, обладающие большим чутьем и даже порой сверхспособностями. К тому же Пермский край сформировался как территория пассионарных (увлеченных до степени одержимости. – Ред.) ссыльных, начиная с пленных шведов, с первых русских, пришедших сюда вслед за викингами-новгородцами, с боярина XVII в. Михаила Романова. Думаю, в этом наши гены, наша кровь, специфическое восприятие.

Татьяна Плешакова, «АиФ-Прикамье»: – А в чем конкретно проявляется эта особенность?

Павел Ширинкин: – Это своеобразная и удивительная аполитичность. В то же время какая-то пермская упертость и удивительное упрямство. Правильно говорит Алексей Иванов, наш земляк, писатель: в Перми что-либо кому доказать очень сложно. И это начиная с бизнеса и заканчивая культурой и искусством. 

   
   

– Как со строительством зоопарка и переносом галереи в Перми?

П. Ш.: – Да. Но зато если удастся что-то доказать и решить, это дорогого стоит. Несколько лет назад в Феодосии, в музее Александра Грина, пробовал разговаривать с местными жителями по поводу бессмертного романтического произведения «Алые паруса». Крымчане уверены, что оно могло быть написано только на берегу Черного моря. Когда я сказал, что автору – Сашке Гриневу – идея пришла, когда он работал на Пашийских приисках в Пермском крае, за это мне, что называется, чуть в морду не дали. 

Грин видел горы Колпаки (в Горнозаводском районе. – Авт.), которые становятся розовыми в лучах солнца, как паруса на фоне синих облаков. 

Мне крымчане не поверили, хотя это уже известный факт. 

Первооткрыватели

– Чем еще отличается наш город, на ваш взгляд?

П. Ш.: – Я постоянно натыкался на перекликание слов «Пермь» и «первый». Первый российский алмаз нашли здесь – в 1829 г. Странное стечение обстоятельств: ровно через 100 лет – в 1929 г. – открыли первое советское месторождение нефти. Причем на том месте, откуда Ермак ушел в Сибирь. Да за что ни возьмись: первую в мире электродуговую сварку создал инженер Николай Славянов (с декабря 1883 г. и до конца жизни работал на Пермских пушечных заводах. – Авт.), изобретатель радио Александр Попов  родился в Пермской губернии. Или, например, документально подтверждено, что первый самовар сделали в Суксуне. Заметьте – раньше, чем в Туле. Первый железный пароход со сварным корпусом построили в с. Пожве. Он практически ровесник американского парохода. Правда, у нас его сделали для развлечений. Если есть бурлаки – зачем пароход? Они потом еще 100 лет суда на лямках тянули. 

Или вот еще удивительный факт – в 2013 г. в России утвердили новый символ рубля: буква «Р» с дополнительным элементом в виде горизонтальной черты. Так это же условный знак Перми! На всех геологических картах мира так обозначались горные породы пермского периода, но только с двумя черточками. А Андрей Кураев, протодиакон Русской православной церкви, считает, что графический знак рубля полностью копирует раннехристианкий символ Христа. И когда все это вместе сливается воедино, даже будучи материалистом, начинаешь понимать, что не все так просто. А если веришь в свой край, он открывает тебе свои богатства. 

Собиратель легенд

– Вы верите в мистику? 

П. Ш.: – Пытаюсь совмещать в себе веру в некие тайны с научным материализмом. Я много путешествовал, в том числе в составе экскурсионных групп. И пришел к интересному выводу. Специалист, обычно имеющий историческое образование, выдает туристам серьезную информацию в виде дат, имен и географических названий. А бедные экскурсанты морщат лоб, хмурят брови и пытаются все это запомнить. Но вот в конце экскурсовод говорит: «Кстати, есть такая легенда…» И тут туристы оживают. Я понял, что людям не хватает сказок, мифов и легенд. Пусть и не всегда подтвержденных наукой, но таких родных, позволяющих каждому гордиться своей малой родиной и любить ее. И я начал собирать их. Потом это вылилось в книгу «Легенды Пермского края». Она, кстати, разлетелась как горячие пирожки, и найти ее довольно трудно. 

– Казалось бы, какая связь между легендами и экономикой Пермского края?

П. Ш.: – В этом году в Питере общался с туристами. Когда я им рассказал о Пермском крае, они спросили: «Почему же все ездят в Питер, а не к вам?» Дело в том, что наш край насыщен информацией, но об этом никто не знает. В мире есть регионы, которые гордятся каким-то одним брендом. У нас их – десятки! И надо как можно больше рассказывать об этом, вкладывать в распространение информации средства, чтобы сделать Пермский край туристской Меккой. А мы пока, как Кащей Бессмертный, сидим на своих сундуках с богатством. И не спешим им делиться, хотя хотим привлечь деньги в наш регион.

Смотрите также: