Примерное время чтения: 7 минут
339

Искусство древней "чуди" в современной Перми

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Прикамье 26/08/2009

ОДНАЖДЫ в мои руки попал глиняный оберег в «пермском зверином стиле», творение Галины Вороновой - художницы-керамистки, стихийного философа, сказочницы и поэтессы.

ЗОЛОТИСТО-коричневый солярный знак излучал живое тепло. Со временем к «самому сильному оберегу для женщин» добавились первоутица, конь двуглавый и лёгкие, звенящие, закалённые в огне руны. Всё сотворено из экологически чистой глины... Откуда такой глубокий многолетний интерес к загадочному наследию «чуди белоглазой»? 

Принимай мир таким, какой он есть

- ГАЛИНА, подобное притягивается к подобному. Кто кого притянул: ты «чудов» или они тебя?

- Трудно сказать … Мы долгое время существовали параллельно. Думаю, искусство чуди, на несколько тысячелетий раньше, породила та же среда, что и меня сформировала в значительной степени. С раннего детства я с родителями колесила по разным экспедициям, вбирая в себя всю силу, красоту и мощь уральской природы. Она-то и оказалась моим воспитателем, по большому счёту. Родители были фанатично поглощены своей работой, также связанной с нашей природой. Короче, у меня было счастливое детство. Свободное. Потому я, наверное, была хорошо подготовлена к встрече с чудским миром.

- Как же произошла твоя встреча с этим древним таинственным миром, как всё начиналось?

- До первого глубокого погружения в эту тему я, как и большинство пермяков, знала только затёртое глазом и потому уже незамечаемое изображение медведей - жертвенного и того, что на нашем пермском гербе. Тем более потрясающим стало открытие глубокой символики этих образов - мужских тотемов, дарующих прощение охотникам-добытчикам.

А началось всё с того, что один мой знакомый попросил меня помочь ему в оформлении кафе. Сам он был деревянщиком, с глиной не очень дружил. Я ж никогда до этого не занималась крупными формами, но, подумав немного, решилась. Работать предстояло в пермском зверином стиле. Теперь мне страшно представить, что если бы тогда я не рискнула, поленилась!

И вот работа началась. С первой же композиции, ещё не зная, какое место в мировоззрении удивительного древнего народа занимают все эти птицы, ящеры, зооморфные существа, вглядываясь в них, вылепливая каждую деталь в отдельности и получая затем целое, я  словно бы изнутри ощутила мощнейшую энергетику древних металлических вещиц. А главное - гармонию, в которой (я в этом убеждена) существовали люди - создатели этих маленьких шедевров, носители породившего их мироощущения.

- А какая она, философия чуди, как ты её чувствуешь?

- Принимать мир таким, каков он есть - великое искусство, недосягаемая для современного человека мудрость. Они, «чуди», несомненно, обладали этим даром. И отчасти передали его всем нам вместе с ландшафтами, в которых мы существуем. В уральской природе есть всё! Думаю, что ругаемая некоторыми деятелями-политиками наша местная так называемая инертность или кажущаяся пассивность имеет те же корни. И уважаю, и люблю это в нас. Всё остальное - суета сует, когда у нас есть такое наследие. Нам есть от чего оттолкнуться и куда идти. И путь этот свой и никакой другой. Я так чувствую.

Короче, работа захватила, я погрузилась в чудской мир «по уши» и даже глубже, и все это время жила такой полной насыщенной жизнью, которую по силе и влиянию на последующие события можно сравнить разве что с путешествием во времени! Отчасти это стало моей реальностью и не отпускает до сих пор.

Образы древней  чуди

- А СЕЙЧАС рождаются ли у тебя какие-то собственные образы, связанные с чудью?

- Новых «самодеятельных» образов мой разум и душа не рождают. Я слишком трепетно, осторожно подхожу к чудской философии, не чувствуя себя вправе и в силе что-либо к ней добавлять. Кто я такая, чтобы, едва прикоснувшись к краешку этих чудесных тайн, навязывать им как ответ или новое решение свою мелкую самость? Когда даже специалистами-краеведами весь этот огромный пласт не разгадан и не прочитан до всех его глубин и откровений. Хотя бы из банального суеверия я не решилась бы потревожить мощнейшие древние энергии, внести в них дисбаланс - настолько они совершенны. Только внимать и воспринимать, сквозь завесу времени пытаться проникнуть в то, что осталось безмолвным и скрытым для нас. Хотя бы интуитивно. А «чуди» готовы делиться, лишь открой сердце!

- Связано ли с этим сокровенным диалогом твоё любимое Предуралье, куда выезжаешь каждое лето? Не это ли твоё место силы?

- Конечно, Предуралье как часть нашего уральского сокровища (а Урал и есть большое живое сокровище) является местом силы. И только благодаря проведённым там месяцам и дням удаётся выдюжить прозу зимнего городского существования. Ещё хочу добавить, что все мои сказки питались, естественно, теми же источниками - нашим лесом и простором, и ни чем иным. Мои сказки «Марика», «Две богини», «Чародейка» - автобиографические на сто процентов!

Сюжет для глиняного сказа

- Твои сказки - волшебные. Похоже, они навеяны мистикой реальной? А трое твоих детей в этот процесс включены?

- Случаев необыкновенных в Предуралье со мной и детьми происходило великое множество. Чего стоит хотя бы собранная (с помощью прочих домочадцев) и обработанная старшим сыном коллекция древних брахиопод и других морских животных, которыми там буквально земля усыпана. Ведь из остатков жизнедеятельности этих животных и состоят возвышающиеся над лесом белые предуральские скалы  - они же рифы древнего Пермского моря!

А зуб шерстистого носорога, найденный на берегу реки Сылвы, и там же обнаруженный фрагмент зуба мастодонта, родича слонов! Или наш поход с целой ватагой разновозрастных ребят за цветущим папоротником в ночь на Ивана Купала. Вместо клада он подарил нам целый букет чудес: странное оглушительное пение птиц ровно в полночь… Потом - выплывший из-за горы алый диск, гораздо крупнее Луны, которую он и обогнал прямо у нас на глазах, двигаясь вдоль горизонта… Признаюсь, было жутко. Пришлось тут же, в поле, научить детей креститься!

...Галина может часами рассказывать такие истории, коих в жизни её и троих детей множество. Приходит время, и реальные сюжеты переходят в сказки, переплавляются в рифмы и звонкую глину.

Справка

Хотите, верьте… Чудь, чудь белоглазая - коренные обитатели ряда областей России, первопредки-первопоселенцы,  богатыри и чародеи; «дикий народ»; иноземцы-завоеватели; склонные к чудачествам люди. 

Название «чудь» в легендах и преданиях закрепилось, прежде всего, за различными группами коренного населения некоторых регионов (Архангельской, Вологодской областей, Сибири). Оно характеризует их как чужих, чуждых нынешним жителям,  и  в то же время - как необычных, чудных, чудесных, чудящих и т. п.; живших давно, но и продолжающих пребывать «где-то по соседству».

«Мифологическая энциклопедия: мифические народы»

Чудные чудские

Чудные чудские чудики чуткие

Чувствами тонкими, вехами точными,

Днями, ночами, слезами и шутками

Ваши следы медью-златом заточены.

Вихрем заверчен с кургана и на гору,

В ельнике тёмном звездой хороводится,

Прыгнет в огонь не на радость, а на беду

После в прозрачной воде охолодится.

Совьи глаза солнцеликой красавицы

Смотрят века напролёт, не мигаючи.

Вспять твою кровь обернет - ей так нравится:

Молнию памяти - в сердце! Играючи.

Галина Воронова

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах