Можно подумать, что китайцы появились в Прикамье вместе с челноками и рынками эпохи перестройки. «Садись, два», – скажут на это историки. Первые сведения о проживании китайцев в Пермской губернии относятся к концу XIX в. Согласно первой всероссийской переписи 1897 г. в Прикамье их было девять.
Но уже к 1905 г. «прикамских» китайцев насчитывалось до 200 человек. Как заселяли китайцы Пермский край и почему для этой нации есть только одна родина, рассказывает историк Михаил Каменских. Подробности - в материале «АиФ-Прикамье».
Циркачи и красноармейцы
Марина Шнайдер, «АиФ-Прикамье»: Почему Китай стал сферой научных интересов? Это связано с семейной историей?
Михаил Каменских: В моей семье нет китайских корней. Но ещё с университетских времён появились любовь к истории и традициям этой страны, духовная близость, понимание глубокой китайской культуры и интерес к ней.
– Что ярче всего отличает китайцев от других народов?
– Отношение к труду. Человек должен достойно, кропотливо выполнять любую работу. Стал красноармейцем – умри, но добейся победы Советской власти. Отправили работать на копи – трудись, если тебе это посылает судьба. Возможно, такое отношение не столь привычно для нас, но понятно китайцам. Трудолюбие и усердие – вот их главные качества.
– Но первые китайские жители Прикамья были не солдатами и шахтёрами, а торговцами.
– Для России конца XIX в. появление китайцев-продавцов или циркачей в крупных городах было не редкостью. Так и в Перми. О них даже писали «Пермские губернские ведомости».
Когда началась русско-японская война, то в Перми уже было от 150 до 200 китайцев. Их, как «лиц, заподозренных в шпионаже», выселили с территорий боевых действий вглубь страны, а Пермская губерния стала как раз одним из мест «водворения» китайцев. Так они и жили: цирковыми представлениями занимались, продавали веера.
– Во время войны веера пользовались спросом?
– Не стоит забывать, что это начало XX в. Тогда была мода на всё восточное. Собственно, с войны она и началась. Японка-гувернантка, восточные вазы, кимоно, веера – всё это было очень востребованным. Китайки тоже вполне подходили на роль японских гувернанток. Хотя китайцы, как и корейцы, были враждебно настроены к японцам, но для российской военной администрации разделение этих народов по национальной принадлежности на тот момент было невозможно.
– Грубо говоря, всех под одну гребёнку?
– Да. После заключения Портсмутского мирного договора между Россией и Японией китайцев выслали из Перми. А с началом Первой мировой войны в связи с мобилизацией на предприятиях Пермской губернии возник дефицит рабочих рук. Пермский губернатор отправил в МИД России ходатайство, после чего промышленникам было разрешено вербовать для работы китайцев. К 1916 г. на уральских заводах работали более 11 тыс. китайцев, но после февральской революции их осталось чуть меньше тысячи. Многие из тех, кто остался и пережил Октябрьскую революцию, вступали в отряды Красной армии.
– Почему китайцы искали лучшей жизни за пределами родины?
– Их толкал на это голод. В начале XX в. страна была очень бедной, фактически лишённой централизованной власти. Императорская власть не могла дать отпор странам, колонизировавшим китайские территории. Поэтому китайцы-рабочие – это было довольно распространённое явление не только в России, но и в других европейских странах. В Америку на заработки в то время уехало очень много китайцев.
Улицы в подарок
– Новая волна миграции китайцев в Пермь пришлась на пятидесятые годы прошлого века. Это были студенты?
– Практиканты, которые приезжали на производственное обучение. Это была инициатива СССР. Во время Великой Отечественной войны и после неё в стране была большая потребность в трудовых ресурсах, особенно на тяжёлые работы. Мужчин не хватало. И обратились к Китаю. В Перми китайская молодёжь работала на стройках. Улицу Мира полностью застраивали китайцы. Обратите внимание на сталинки улиц Леонова, Качалова, Нефтяников. Их строил «Трест № 7», укомплектованный китайскими практикантами. В пятидесятые годы в Перми трудились около тысячи китайцев. И посёлок Балатово был достаточно плотно ими заселён. Специально для них даже выстроили четырёхэтажный дом на улице Качалова. В Балатово его так и называли – китайский дом. Из крупных промышленных объектов китайские рабочие построили здание Пермнефтеоргсинтеза и ТЭЦ-6 в Свердловском районе.
– Почему китайцы не прижились в Перми?
– Для большинства китайцев русский язык оказался слишком трудным для изучения, сказались также различия в менталитете и национальных культурах. Плюс довольно тяжёлые условия труда. Как только заканчивался трёхлетний договор, рабочие возвращались на родину. И всё же решающим фактором отъезда было не это, а охлаждение в отношениях между СССР и Китаем. К концу 1963 г. в Перми остались жить около 50 китайцев. Те, кто успел в Перми связать себя узами брака и у кого появились дети.
Размер и значение
– Много сегодня осталось строителей пермско-китайского коммунизма?
– Я начал глубоко погружаться в изучение этой истории в 2009 г. и ещё застал пять или шесть человек из тех, кто приехал в город в пятидесятые. Сейчас известна судьба только одного. Он живёт на проспекте Декабристов и периодически прогуливается в парке им. Миндовского. Его русская супруга умерла. Здесь живут дети и внуки. Дочери трудятся в научной сфере, внучка окончила мехмат.
– Сейчас китайское сообщество переместилось на рынки?
– Сегодня в России заниматься бизнесом не так выгодно, как в Китае. Поэтому такое явление девяностых, как китайские рынки и китайские челноки, отмирает. Остались только те, кто прикипел к работе, к семье. Несколько десятков человек. Но появилась новая волна последних пяти лет – российские вузы стали привлекать иностранных абитуриентов. Китай оказался страной, которая активно сотрудничает по этой программе. Поэтому сегодня в пермских вузах учатся 100-150 китайских студентов.
– Они приезжают уже со знанием русского языка?
– Конечно, они же сдают экзамен.
– А выпускники пермских вузов стремятся уехать в Китай.
– Это популярное движение, потому что Китай с 2014 г. привлекает иностранцев для обучения в национальных вузах. Причём по стипендиальной программе. Размер стипендии – 30 тыс. руб. На неё в стране можно жить, путешествовать, изучать китайский язык. Также в Китае очень много программ по поддержке талантливых выпускников. В этом году из гимназии № 2, где я преподаю китайский язык, четыре выпускника поступили в китайский вуз по стипендиальной программе.
– В китайском языке до 80 тыс. иероглифов. Вы их все изучили?
– Нет. Знаю 1500-1600 иероглифов. Из них написать смогу, наверное, около шестисот.
– Есть любимый иероглиф?
– Нет. Наверное, я не эстет, а практик.
– В Перми можно найти и настоящую китайскую кухню?
– Есть два ресторана: один на пересечении улиц Ленина и Горького, второй – на Авторадио. Там работают повара-китайцы. Есть кафе на центральном рынке, которое держит китайский предприниматель. Там питаются рабочие-мигранты. Популяризировать свою культуру питания китайцы в Перми особенно не стремятся.
Утка по-пекински
Ингридиенты:
- 2 кг тушки утки,
- 1 ст. ложка мёда,
- 3 ст. ложки тёмного соевого соуса,
- 1 ст. ложка кунжутного масла,
- 500 г муки,
- 2 яйца,
- 1 стакан воды,
- лук-порей,
- перец сладкий – 1 шт.
Способ приготовления:
Тушку утки ошпарить кипятком дважды и оставить на ночь в холодильнике, убедившись, что шейное отверстие закрыто.
Затем смешать мёд, соевый соус, кунжутное масло. Полученным соусом утку нужно промазать и оставить на час.
После этого разогреть духовку до 200 °С, оставшийся соус влить в утку через отверстие в брюшке. Отверстие зашить.
Утку нужно готовить не менее полутора часов. До тех пор, пока вытекающий из неё сок не станет прозрачным.
Из муки, яиц и воды замесить тесто и испечь пресные блинчики среднего размера. Готовую утку нарезать тонкими слайсами. Овощи нарезать стружкой.
Есть утку нужно, заворачивая её в блинчики с овощной нарезкой.