Коронавирус в Китае пошёл на спад. Один из результатов этого - вновь наполнившиеся аудитории учебных заведений. Когда аналогичное произойдёт у нас – прогнозируют с очень большой осторожностью.
Вузы и ссузы один за другим перешли на дистанционное обучение. После каникул за ними последуют школы.
О том, насколько актуален для России опыт восточного соседа, рассказывает недавно вернувшийся из Китая наш земляк преподаватель Аркадий Константинов.
Есть чему поучиться
Артур Пешин, «АиФ-Прикамье»: Аркадий Александрович, вы уже поделились впечатлениями о своей преподавательской деятельности в Аньхойском университете, рассказали об особенностях организации учебного процесса в обеих странах. А разнятся ли подходы к дистанционному обучению?
- Очень существенно. И, к сожалению, не в нашу пользу. Во-первых, в Китае всё просчитали и подготовили заранее. Составили соответствующие учебные программы – как общие, так и индивидуальные. Наладили контроль за их выполнением. Выработали систему оценок знаний. Во-вторых, широко применили мультимедийные технологии. И не просто тесты разослали (не проверишь ведь - сам студент заполняет их или нет). Повсеместное распространение скайпа позволило в режиме онлайн организовать лекции, семинары, консультации, приём зачётов и экзаменов. Кстати, так и преподавателю легче: если у него возникнут сомнения, не упустил ли нечто существенное в ответе, он может снова прокрутить запись, уточнить, поправить. Давно привычными стали электронные учебники.
К Китае действительно достойные зарплата и соцпакет. Моя знакомая - учительница русского языка и литературы школы № 133 в Перми – за деньги, в три раза меньшие, вынуждена вытягивать почти две ставки, то есть 35 часов в неделю вместо восемнадцати. Да ещё справляться с методической писаниной. О том, как будет работать с каждодневной выдачей заданий, контролем и оценкой 180 учеников, пока и думать боится.
Увы, главным техсредством многих российских, в том числе и прикамских учебных заведений остаются доска, мел, тряпка.
В онлайн-режиме
- Вы сами на себе испробовали дистанционные методы?
- Да. По индивидуальному расписанию регулярно общаюсь со своим китайскими подопечными. Например, студентка Чжан Тинтин и аспирантка Сюй Цзе изучают историю русской литературы. Я полностью удовлетворён результатами дистанционной работы. Они, судя по результатам, тоже.
Студентам первого курса Пермского филиала Волжского госуниверситета водного транспорта, где сейчас преподаю, пока только и смог, что по электронной почте разослать задания по Отечественной истории. Студенты более или менее удовлетворительно – письменно же – выполняют. О том, сколько в работах заимствований, умолчу. С третьекурсниками, поскольку у них на носу экзамен и плавпрактика, продолжаю заниматься вживую.
- В России переход на дистанционку поначалу осуществлялся не приказным путём, а в качестве рекомендаций. А как в Китае?
- Китайские коллеги руководствовались едиными для всех приказами Министерства образования. Поэтому разом вошли в дистанционный режим, разом из него вышли. Разумеется, кое-что приходится навёрстывать. К примеру, лабораторные занятия, требующие применения сложного оборудования.
- Существует ли у юных китайцев проблема дисциплины?
- Опрятность, аккуратность, ответственность, дисциплинированность, прилежность, инициативность – все эти качества присущи китайцам. Их трудно даже представить играющими на занятии в смартфоне, предающимися праздной болтовне, тем более пререкающимися с преподавателем. Похвалы заслуживает их общественная деятельность по линии Коммунистического союза молодёжи. Довелось наблюдать, как они откликнулись почти поголовно, когда услышали о добровольной сдаче донорской крови.
«Аты-баты»…
- Говорят, что китайские студенты проходят военную подготовку?
- С первого курса. И юноши, и девушки. Профессионалы-сержанты муштруют вверенный им контингент аналогично нашему «Курсу молодого бойца». Затем марш-броски с полной выкладкой, преодоление полос препятствий, азы боевых единоборств, освоение оружия. Видел сам: выдерживают пока не все. Ушибся или голова закружилась? Ну, посиди, приди в себя. Затем – снова в строй. Постепенно втягиваются. Да и усиленное питание благотворно сказывается.
Для нынешних российских студентов такое в диковинку. Помнящие же советские времена ностальгически вздохнут: «Ну, конечно же, военка!»
- Как справились с изменившейся нагрузкой китайские школьники?
- Почти аналогично. Сужу по тому, что друг, учитель 168-й школы города Хэфэя, сообщил мне. Но ведь дети - есть дети. Нашлись среди них хитрюги, сумевшие резко снизить рейтинг приложения, где публиковались домашние задания.
- Давайте сравним положение педагогов.
- Небо и земля! В Китае нет объёмной методической писанины, которая порядком надоела российским учителям и преподавателям. Китайский педагог куда как более свободен в выборе средств, методов и форм обучения. Нагрузка сравнительно небольшая – до 10 часов в неделю.
- Сейчас медицинскую маску носите?
- Нет, но стараюсь соблюдать дистанцию, постоянно протираю руки дезинфекцирующим раствором.
- Хотелось бы снова поехать в Китай?
- Надеюсь - в следующем учебном году. Если не возникнут ещё более интересные проекты.