Как изменились велосипедисты в Прикамье за 100 лет. Инфографика

Фото из архива автора

В этом году в традиционном велопробеге «Пермское кольцо», открывающем летний сезон, приняло участие порядка двух тысяч человек. Для байкеров в некоторых местах города нарисовали велодорожки, сделали велопарковки и даже велосипедные знаки.

   
   

Когда на прикамской земле появился первый велосипед? Чем отличается байкер XIX века от байкера XXI века? Читайте об этом в материале «АиФ-Прикамье».

100 лет назад

Имя пермяка, первым оседлавшего двухколесное чудо техники, история не запомнила. Одно можно утверждать точно – человеком он был молодым, состоятельным и эксцентричным. Дело в том, что цена на велосипеды (исключительно импортного производства) «кусалась». По стоимости «железный конь» приравнивался к двум коровам, еще один минус – катание на велосипеде было сопряжено с элементами экстрима. Достаточно упомянуть о непременных атрибутах пионеров велодвижения – кнуте или стрелявшем перцем револьвере системы «велодог» (это чтобы собак отпугивать). Выглядело это примерно так: мчится по Малой Ямской улице Перми этакий ухарь – купеческий сын, за ним – кавалькада мальчишек и собак.

Восторженные крики, улюлюканье и свист, лай и визжание… Лошади шарахаются, степенные обыватели крестятся. Не случайно одна из заметок того времени, посвященных новому увлечению пермяков, содержала насмешливый диагноз: «Было у отца три сына: один умный, другой – так себе, третий – вовсе велосипедист». В другой публикации автор представил велолюбителя в ужасающем виде: «…Лицо в синяках, на лбу шишка, костюм изорван, передние части ног поцарапаны при падении, а задние искусаны собаками, в руках держит велосипед, потерпевший маленькое крушение (не сломаны только руль и седло)».

Торговал велосипедами «Магазин технических принадлежностей» Давыдова, располагавшийся на Сибирской. Там же можно было купить принадлежности к «железным коням»: камеры, насосы, ацетиленовые фонари-фары, баулы и даже револьверы-«велодоги».

Велосипед наряду с пневматическим ружьем «Монтекристо» был пределом мечтаний подростков. Представители полусветской молодежи, если не могли себе позволить такую роскошь, очень сильно переживали. Местный поэт-сатирик, скрывшись за псевдонимом Little man, так отразил эти переживания: «Одно только горе доводит порой/Меня до безумного бреда,/ Одно лишь смущает душевный покой -/ Отсутствие велосипеда!../ Отныне иль ранняя смерть – мой удел,/ Иль жизнь без спортсменства и славы./ Я первое выбрал. К чему еще жить?/ В смысл жизни утрачена вера!/ К Давыдову только осталось сходить/ В кредит попросить револьвера». Но и, казалось бы, из неразрешимой ситуации пермяки находили выход. Они копировали заводские образцы и делали «байки» из дерева. До сих пор в музеях края хранится несколько самодельных деревянных велосипедов.

В 1897 году в Перми образовался элитный велоклуб со своим стадионом, где стали проводиться соревнования, поначалу собиравшие толпы болельщиков (это несмотря на высокую цену билетов – 20 копеек!). Года через три-четыре волна спала. Местный бытописатель констатировал: «Велосипед остался как средство быстрого и удобного сообщения. Как приятное развлечение, как орудие для известного гимнастического упражнения на воздухе. Для одних он является просто роскошью, а для других – и практически полезным предметом… Но гонки, чемпионаты, рекорды… миновали безвозвратно… Гонки со всеми их атрибутами были своего рода накипью… и теперь эта накипь прошла, улетучилась, остался просто велосипед».

   
   
Пермские велосипедисты на рубеже XIX-XX веков. Фото из личного архива автора

Поскольку немощеные грязные местные дороги велосипедистам оказывались не по зубам, то есть не по колесам, те предпочитали ездить по тротуарам, что вызывало нарекания пешеходов.

В 1900 году Пермская городская Дума издала обязательное постановление о порядке езды велосипедистов, в частности, гласившее: «Через час после заката солнца все велосипеды должны иметь зажженные фонари; во время движения в соответствующем расстоянии от встречных или обгоняемых экипажей, возов, вьюков и пешеходов должен быть даваемый отчетливо слышный звонок или свисток». Нарушителям грозил штраф. Еще через четыре года пермских велосипедистов взяли на учет и обязали платить в городскую казну по рублю в год.

Дама на велосипеде. Фото из личного архива автора

Наши дни

Несмотря на то, что с тех пор прошло более 100 лет, велосипедное движение до сих пор хорошо развито в Перми и крае. «Байк» имеет ряд несомненных преимуществ перед автомобилем. Не надо бояться цен на ГСМ, тратиться на стоянку – такой транспорт прекрасно умещается на балконе или в прихожей. Для внедорожников практически нет преград. Про экологичность и говорить не приходится.

Сегодня в столице Прикамья проводится множество велосоревнований. Фото Дмитрия Овчинникова

Велодвижение переживает своего рода ренессанс – количество приверженцев этого вида активного отдыха увеличивается в геометрической прогрессии. Нынешние пермские веломаны, подобно их далеким предшественникам, имеют свои клубы.

Но чтобы ощутить разницу, нужно побывать за границей и оценить, как кипит веложизнь там. Например, в Европе повсюду велодорожки, схемы велосипедных маршрутов, стоянки-ячейки, даже кафе, в которых можно перекусить, не слезая с «велика». В потоке транспорта последнему принадлежит от четверти до трети проезжей части. У нас же велосипедисты – пожалуй, самые бесправные участники дорожного движения.

Депутат Госдумы и предводитель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин считает: в пользу велосипедистов можно урезать тротуары, которые у нас значительно шире европейских. О том же – автор «Транспортной концепции города Перми», доцент ПГТУ Михаил Якимов: «Необходимо создание условий, для того чтобы легкий транспорт стал альтернативой автомобилю».

Пока что велосипедисты в Перми - самые бесправные участники дорожного движения. Фото из личного архива автора

А вот владелец пермского веломагазина Алекс Аверкиев не видит особых проблем в отсутствии упомянутой «евровелоинфраструктуры», более того, считает это неким преимуществом: «Мы, россияне, можем ездить везде, где нам заблагорассудится – это гораздо лучше, чем кататься по резервациям и по специально отведенным дорожкам».

Черту под спорами подводел глава Перми Игорь Сапко, поручив руководителям районных администраций продумать «философию» культурных мест отдыха горожан. В числе мероприятий и обустройство велосипедных дорожек и целых зон. 

Смотрите также: