Человеку не хватает острых ощущений. Тянет его на подвиги, особенно на любовном фронте. А это не всегда безопасно. Чем грозят неразборчивые любовные утехи и как обезопасить себя от сюрпризов Венеры, рассказывает главный дерматовенеролог Перми Алексей Сыромятников.
По вензаболеваниям Пермь побила рекорд
- Алексей Алексеевич, лето - пора отпусков и курортных романов. А значит, работы у венерологов прибавится?
- Это раньше действительно просматривался рост вензаболеваний, например, после 8 Марта, отпусков. Сейчас у венерологов горячая пора - круглый год. Особую тревогу вызывает ситуация с венерическими заболеваниями, к ним относятся сифилис и гонорея. Скажу больше - сифилис пошел на новый виток.
В советское время пик этого вензаболевания пришелся на 1977 год. Тогда в Перми было зарегистрировано 998 больных. Столица Прикамья заняла 10-е место среди всех городов СССР. Это был своего рода рекорд. Председателя Пермского горисполкома, секретаря горкома партии срочно вызвали для разбирательства в Москву. Был проведен ряд мероприятий. В Перми появилась больница закрытого типа для лечения кожно-венерических заболеваний. Принятые меры дали положительный результат. К 1987 году заболеваемость снизилась до 37 случаев, что значительно меньше.
Но у эпидемии сифилиса наблюдается десятилетний цикл развития. С 1987 по 1996 годы снова был подъем этого заболевания. Что вполне объяснимо. На этот период пришелся развал СССР, процветала проституция. Изменился Уголовный кодекс - из него убрали статьи, в которых говорилось о принудительном лечении вензаболеваний. Дело дошло до того, что в 1996 году зарегистрировали уже 4 835 человек - больных сифилисом. Потом было снижение. В 2005-м - 1003 человека получили эту болезнь. Плюс 1161 случай гонореи. Со второго полугодия прошлого года снова пошел рост. Сначала на 10, потом на 15, 20 процентов. А за пять месяцев этого года сифилис вырос уже на 33 процента. Причем этот рост наблюдается не только в Перми, но и в некоторых городах области.
- Каковы причины венерических заболеваний?
- Есть чисто медицинские причины. Их около десяти. Остальные - межведомственные и социальные, то есть проституция, наркомания, алкоголизм, несовершенное законодательство, половая распущенность и т.д.
Одна из основных задач венеролога - проведение противоэпидемических мероприятий в очагах сифилиса. Мы должны выявить источник заражения. Ведь человек порой не знает, от кого заразился. Он может назвать лишь своих половых партнеров - и то не всегда. Мы обследуем всех. И только после этого можем определить, кто источник, кого он заразил, кому нужно провести лечение, а кого можно отпустить с Богом. Не выявив эту цепочку, справиться с эпидемией сифилиса невозможно. Иначе получится: мы одного лечим, а четыре его партнера заражают других...
Огласка страшнее болезни
- Раньше больного сифилисом лечили в принудительном порядке. А сейчас врачи имеют право заставить его лечиться?
- Увы, такого права у нас нет. Скажу больше: больной имеет право не прийти на обследование, не лечиться. Мы приглашаем мужчину на обследование. Говорим: к нам пришла дамочка, она больна, сказала, что вас надо проверить. Он в ответ: ну все понял, до свидания. Некоторые приходят, обследуем, ставим диагноз: "У вас сифилис" - "Очень хорошо. Это мои проблемы".
- Почему люди не хотят лечиться? В чем причина?
- Боязнь огласки. Хотя наша служба никуда ничего не сообщает. Любые сведения о больном - только по запросу суда или прокуратуры. Причем по письменному. Суд направляет запрос - мы отвечаем. Вот недавно случай был. Молодой человек сидит в СИЗО. Женщина обвиняет, что он ее заразил. А он говорит, что она его еще раньше заразила, он уже два раза лечился. Суд разбирается. Но дело в том, что больной не несет никакой ответственности, если он диагноз получил не у врача и не давал подписки о том, что у него есть такое заболевание, о чем врач известил его официально.
- И все-таки есть ли службы, куда вы обязаны подавать сведения о больных сифилисом?
- Есть. Это станция переливания крови, управление статистики, центр Роспотребнадзора. К примеру, выявили в детском саду больную нянечку. Мы ведь не имеем права позвонить директрисе и сказать: у вашей сотрудницы - сифилис. От работы имеет право отстранить только Роспотребнадзор. Мы даем им списки этих больных, а они уже контролируют.
- Получается, правильно люди боятся идти к вам?
- Давайте рассуждать: кого мы защищаем - больных или здоровых, которых могут заразить? Расскажу случай. В родильном доме работала акушер-гинеколог, у которой выявили сифилис. Через ее руки прошли десятки детей. Пришлось всех новорожденных разыскивать, обследовать под разными предлогами, ничего родителям не говорили. Слава Богу, всех проверили, все оказались здоровы, кое-кого пролечили, на всякий случай.
С одной стороны, закон стоит на страже больного - и это правильно. Но, с другой стороны, больные, как правило, думают только о себе. Даже не удосужатся сказать своему половому партнеру: у меня заболевание - сходи, проверься.
Женщина вставала на учет по беременности в женской консультации. И у нее обнаруживаем сифилис. Вызываем мужа - не является. Он работник силовых структур. Кое-как вытащили. Обследуем: сифилис. Он заразился на стороне. Также на стороне пролечился. Жене сказать побоялся. От нее же через несколько месяцев заражается повторно. В результате пришлось лечить его, жену и новорожденного ребенка. Что уж говорить о посторонних людях, если с родными так поступают. Кстати, семейные трагедии на почве венерических заболеваний очень редки. Общее горе, наоборот, укрепляет семью.
Проснемся - разберемся...
- Сегодня секс стал чем-то обыденным, даже не поводом для знакомства. Почему все-таки люди не боятся заразиться?
- Все дело в культуре. Вернее, в ее отсутствии. У многих санитарной культуры - ноль. Знаю случай, когда женщина говорит партнеру: у меня сифилис. А он в ответ: проснемся - разберемся! Что тут скажешь? Безответственность какая-то... Это взрослые люди. А что говорить про подростков? У нас на учете стояла школьница из Свердловского района. У нее было 39(!) половых партнеров из трех параллельных классов. Часть из них она заразила сифилисом.
- Можно ли заразиться сифилисом бытовым путем?
- Скажу сразу: сифилис - не чума и не холера - по воздуху не летает. Тем не менее, народ в диспансер заходит - дверь открывает рукой. Обратно все обязательно - ногой. Хотя спирохета на дверных ручках не живет. Случаев заражения сифилисом бытовым путем за всю мою историю, а прошло десятки тысяч больных, - не больше двух-трех. При поцелуе - только в том случае, если у больного шанкры на губах. Чтобы заразиться сифилисом, нужен ряд определенных условий. Нужна травмированная кожа или слизистая. Потому что спирохета не проникает через неповрежденную слизистую или кожный покров.
- Многие больные лечатся сами. Насколько это эффективно?
- Дело в том, что сифилис до конца не изучен. Допустим, человек сомневается: заразился или нет? Пошел, сдал анализ. Результат - отрицательный. Он успокоился, а через полгода приходит снова - уже с заболеванием. Лаборатория выдает лишь результат лабораторного исследования, а диагноз может поставить только врач.
- Что пожелаете отпускникам?
- Отдыхайте на здоровье и помните о вензаболеваниях.