Как призналась Лидия Шукшина, она сейчас вообще-то редко выезжает на спектакли по произведениям мужа, а с журналистами не общалась восемь последних лет.
К нам её привело упорство Михаила Скоморохова, постановщика спектакля "Охота жить" по рассказам Василия Шукшина и художественного руководителя Пермского ТЮЗа, который звонил ей с такой завидной регулярностью, что, как с улыбкой заметила актриса, его звонки, наверное, съели весь его личный бюджет.
- Вы не пожалели, что оказались в Перми?
- Нет, что вы! Постановка прекрасная! Правда, после просмотра я всю ночь не спала, в памяти кружился спектакль, филигранная работа, всё продуманно, изящно, словно узор, - ответила она. - Во ВГИКе часто делают учебные работы по произведениям Шукшина. Я читала много инсценировок. Но Ксения Гашева, которая вам создала по рассказам сценарий, - талантливый человек, умница! Органично оформление спектакля художником Юрием Жарковым. Для меня было безумно интересно видеть на сцене неизвестных мне актеров. Единственное - мне не хватало иногда звука... Станиславский предлагал делать спектакли "легче, проще, выше, веселее". Мне кажется, что вы действуете в этом духе.
- Расскажите, как, из чего возникали рассказы Василия Макаровича Шукшина, в том числе, может быть, и те, что звучат на перм-ской сцене.
- По-разному возникали. Порой бывало достаточно одной-двух фраз, которые он услышит, чтобы сочинился рассказ. Или что-то случалось в нашей жизни, с нашими знакомыми. Вот рассказ "Сапожки"... Мы тогда жили не бедно, но скромно. Василий Макарович зарабатывал, я тоже, но он помогал родственникам. У нас было уже двое дочерей. И вот он поехал по делам в Югославию и привёз мне оттуда подарок. Открываем коробку с подарком, а там - сапожки, такие краси-и-вые, на мягкой подкладке внутри. Взяла я их, стала надевать, а они... на два размера меньше! Я ногу всовываю, всовываю... Не лезет! Прямо до слез дошло дело. Девчонки потом носили эти сапоги... А он рассказ написал. Кстати, в оригинале сапожки деревенский люд называет пинеточками, а не пипеточками, как у вас звучит.
- К каким произведениям Шукшина чаще всего проявляют интерес кинематографисты?
- К роману "Степан Разин". Многие готовились и пытались. Не раз ко мне обращались за консультацией и согласием. Но фильма пока так и нет.
- Лидия Николаевна, чем Вы как актриса занимаетесь сегодня?
- Приглашают нынче редко, возраст такой наступил. Как-то предложили роль Екатерины Второй, прекрасный актёрский материал, но батюшка не благословил: нечего играть распутную женщину. Сценарист Валентин Черных однажды позвонил и сказал, что в сценарии его талантливой дипломницы есть для меня отличная роль. "Какая?" - спрашиваю. Оказывается, восьмидесятилетней старухи! Я, конечно, могу играть старушек, это мой возраст, но что-то не хочется. Однако он меня уговорил-таки. И как потом оказалось, оператор неплохо фильм снял, я себя на экране не сразу узнала. Вот ещё недавно была проба на главную героиню - Бабушку для фильма по пьесе "Похороните меня под плинтусом" Павла Санаева. Я за ночь прочитала текст и поняла, что это не моё. Много ругани, мат, проклятья. Встречаемся с режиссёром. Он просит ненавидеть всех и вся. Отвечаю, что не могу. Он мне: "Вы актриса или нет?". Задело это меня. Попробовала. На мой взгляд, неудачно. Он снова на пробу пригласил. Посмотрел и сказал, что берёт. Я мучаюсь: проклинать бабушке по сюжету придётся дочь, а её роль исполняет моя дочь Маша. Не дай Бог, из кино хоть часть проклятий перекинется в жизнь... Но с другой стороны, думаю, ладно, как Господь управит, пусть так и будет. Жду терпеливо. И позвонила дочь Маша: "Не знаю, обрадую тебя или огорчу, но на роль тебя не утвердили"... Слава Богу!