81

Важно понять маленького человека

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2 09/01/2008

Движение "Добрые дети мира" пришло в Пермский край. Глобальная идея творить добро объединяет сегодня тысячи людей - маленьких и взрослых. Гость нашей редакции - директор школы N 1959 Москвы, заслуженный учитель России, председатель международного общественного движения "Добрые дети мира" Михаил Асирян.

В детстве этот человек успел побыть и отличником, и двоечником. Спустя год после окончания института он стал директором школы, которая сегодня входит в тридцатку лучших средних образовательных учреждений Москвы.

Школа мечтателей

- Михаил Армаисович, вы уже 20 лет занимаете должность директора школы. А как проходило ваше собственное школьное детство?

- В школе у меня жизнь сложилась очень тяжело. До пятого класса я был круглым отличником! Когда перешёл в другую школу, то в первый же день получил единицу. После этого стал учиться всё хуже и хуже. Меня оставили на второй год в пятом классе. Потом на осень - в шестом. Из восьмого вообще выгнали. Я пережил страшную трагедию. Мне дали отрицательную оценку, хотя я ничего плохого не делал. Я никак не мог осознать, почему огромное количество людей с высшим образованием не может понять одного маленького человека.

- Отсюда и родилась идея школы нового формата?

- Да, тогда у меня появилась идея построить абсолютно другую школу, где ни один ребёнок не повторит мою детскую судьбу. Я закончил две аспирантуры - философии и педагогики. Стал учителем русского языка, литературы, истории, обществознания и философии. Изучил всю педагогику Древней Греции, Рима, Египта, Руси. И создал свою школу. В основе её - забота о здоровье ребёнка, которое я понимаю как совокупность физического, психического, нравственного, духовного и социального благополучия. Дети остаются мечтателями, как бы взрослые ни ограничивали их своими бюрократическими взглядами. Я убеждён, что та школа хороша, которая всегда удерживает ребёнка в состоянии мечтательности, потому что мечтатель никогда не будет плохим человеком.

- Что значит слово "добро" в вашем понимании?

- Добро надо рассматривать с точки зрения поведения человека по отношению к тем, кто его окружает, способность понять и помочь тем, кто в чём-то нуждается. Я говорю о доброте осознанной. Добро глупца изменчиво, мудреца - постоянно.

- Как сформировать у ребёнка такую философию доброты?

- Главное - это семья. До 11 лет формируется психика ребёнка, все основные факторы восприятия мира. Если в этом возрасте не закладываются нравственные принципы человеческого поведения в обществе, то потом уже сложнее что-то изменить.

Вместе весело шагать...

- Около двух лет назад вы организовали движение "Добрые дети мира". В связи с чем возникла потребность в этом?

- Россия стала мощной державой, а система образования - устойчивым ресурсом её развития. Сегодня реализуются национальные и краевые проекты в сфере образования. Всё вроде бы неплохо, но есть одна серьёзнейшая проблема - нет единого духовного пространства. Директора образовательных учреждений стараются заполнить этот вакуум в рамках своих школ. Но дети, как река, - они быстро переполняют школьное пространство, а большего мы им дать не можем. Государство пока не в состоянии предложить свои духовные ориентиры. Что происходит в этой ситуации? В стране появилась масса деструктивных детских движений, которые обостряют межнациональные, межрелигиозные и прочие проблемы. В противовес этому у детей должны быть положительные ориентиры.

- "Добрые дети мира" - аналог пионерской организации?

- По форме есть что-то общее. Но у нас не надо голосовать, чтобы разрешать или не разрешать ребёнку вступать в нашу организацию. Не надо за-глядывать в дневник или журнал, чтобы проверить успеваемость. Не надо спрашивать, что ребёнок делал вчера, хорошо себя вёл или нет. Если он решил вступить в это движение и готов начать с самого простого - сажать деревья, помогать родителям, выступать с культурными программами в домах престарелых - то надо дать ребёнку возможность так поступать.

- Дети не воспринимают это как "обязаловку"?

- Мы ничего никому не навязываем. Мы просто формируем общую сцену для детей. Желающих вступить в "Добрые дети мира" так много, что мы даже не успеваем всех принять. Вы не поверите, с каким удовольствием и трепетом дети вступают в это движение.

У меня два сына. Один учится в четвёртом классе, другой - в пятом. Они сами вступали в "Добрые дети мира". Я им не предлагал. Даже наоборот, искусственно задерживал этот момент. Но когда они сделали выбор, то у нас дома был настоящий праздник.

Я очень сожалею, что некоторые педагоги хотят, чтобы дети думали так же, как они. Есть замечательный педагогический афоризм по этому поводу: "Дорогие дети, я вам говорю, как надо делать, а вы никогда не делайте это так, как делаю я сам".

Мецената каждой школе

- Какую роль в развитии детского движения играет фонд "Меценаты столетия"?

- Ещё в 2000 году образовалось международное общественное движение "Меценаты столетия". Это попытка возродить в России меценатство, благотворительность. Сейчас движение превратилось в международный союз благотворительных организаций "Мир добра". Мы должны понимать, что сегодня у бизнеса должна быть социальная ответственность.

Конечная цель "Меценатов столетия" - прикрепить к каждой школе мецената. Чтобы не ходить, как в советские времена, в райисполком, райком, ещё куда-то, а чтобы каждому образовательному учреждению помогали меценаты. Демидовы, третьяковы не ушли. В каждом селении есть свои меценаты. Так пусть доброта спасёт мир.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах