Они не уверены в ней. Потому что чаще всего это любовь «с прокурорским оттенком»: ведешь себя правильно – я тебя принимаю, получил двойку или разбил вазу – ты мне не нужен такой. Для маленького человечка это чудовищная беда. В такой любви ребенок чувствует себя подсудимым. И гораздо чаще, чем мы думаем, ощущает себя униженным, отверженным, оглушительно одиноким.
Ключи от сердца
Какая же она – истинная любовь, не удушающая, не подрезающая крылья? Как выстраивать отношения в семье? Как защитить своих детей от тлетворного влияния нынешней свободы нравов? Эти вопросы задели за живое слушателей Всероссийских родительских чтений, которые прошли в пермской гимназии № 11 им. С. Дягилева (кстати, такие чтения проходят в Перми с 2006 г.).
А началось все с визита академика Шалвы Амонашвили, уникального педагога, чьи труды признаны во всем мире. Он нашел здесь много сторонников, готовых терпеливо искать ключик к сердцу каждого ребенка, пробуждать в детях самое лучшее. Со временем на базе гимназии появился Краевой центр гуманной педагогики. Завязались тесные дружеские связи с Международным общественным движением «Родительская забота». Это движение возникло в лихие девяностые с благословения академика Лихачева. Первой целью новой организации была защита беспризорных детей, толпами бродивших по Москве, да и по всей стране. В дальнейшем стало ясно: чтобы защитить детей, нужно изменить психологию их родителей.
«В 2007 г. наша организация присоединилась к движению Шалвы Амонашвили за гуманную педагогику, – рассказывает Клара Мансурова, председатель движения «Родительская забота». – А до этого мы шли параллельными путями. Свою миссию видим, прежде всего, в просветительстве, в воспитании ответственного отношения к родительским обязанностям».
Любовь не ищет своего
Изумление. Потрясение. Чувство вины. Очищающие слезы. Такова обычная реакция родителей, увидевших мир с другой стороны, – глазами своих детей. А помогают увидеть эту «параллельную реальность» ученые, педагоги, психологи.
Супруги Альбина и Юджин Рейс – родители восьмерых детей, кандидаты психологических наук. У себя в Набережных Челнах при загсе они организовали школу для будущих родителей. Она стала популярной, а кривая разводов поползла вниз. В Перми Альбина и Юджин – желанные гости. В прошлом году, во время родительских чтений, они спасли от развода две пермские семьи.
«Урок доброречия. Убить или развить мечту ребенка?» – такова была тема их выступлений на этот раз. А с гимназистами супруги говорили о первой влюбленности, о ловушках XXI века, о том, как пережить трагедию неразделенной любви.
Ответ на вопрос, что такое настоящая любовь, напряженно искали дети и родители на мастер-классах Елены Евдокимовой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Волгоградского педагогического госуниверситета. А истина таилась в простых ситуациях. Вот дедушка красит бабушке ногти на ногах, когда она сама уже не в состоянии это делать. Кто-то скажет: глупое занятие. А кто-то поймет: это и есть любовь. Ведь когда любишь, то принимаешь человека целиком, со всеми его слабостями, недостатками. И стараешься подарить ему радость. Любовь бескорыстна и бесконечно терпелива. Она доверчива и милосердна. «Любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла» – такова библейская мудрость. Причина многих разводов – отсутствие долготерпения. Мы подзабыли, что в любви человеку следует укротить свою самость и научиться служению (не прислуживанию!) друг другу. А самый плодотворный урок любви – понять, простить и полюбить того, кого ты ненавидишь.
Позвольте ему светить
Как воспитать счастливых и успешных детей? Прежде всего, уберегите себя от любого неприятия ребенка. Об этом шла речь на мастер-классах Людмилы Сидоровой, зам. директора Городского центра творчества детей и молодежи г. Набережные Челны, проректора Российского родительского университета.
Психологи всего мира исследовали судьбы успешных людей. Оказалось, что в детстве они не показывали выдающихся результатов. Ученые полвека наблюдали за теми, кто был щедро одарен в детстве. Как сложилась судьба этих вундеркиндов? Они просто хорошие люди. А все великие открытия сделали вчерашние троечники.
Двойка по математике? Это еще не повод для скандалов и истерик. Более продуктивная реакция: «Чем тебе помочь?», «У тебя обязательно все получится». Установите строжайший запрет на ярлыки: «Ничего из тебя не выйдет», «В кого ты такой бестолковый?» Такие фразы наносят ребенку психологическую травму, убивают веру в собственные силы.
Шалва Амонашвили, к примеру, был отпетым двоечником, пока не появилась учительница грузинского языка, поверившая в него. В каракулях, кишащих ошибками, она разглядела главное: «Шалва, ты одаренный мальчик. У тебя писательский дар». Эти слова перевернули жизнь вчерашнего изгоя. Он стал лучшим по гуманитарным предметам. А однажды его любимая учительница наклонилась над ним: «Шалва, мои пятерки по литературе краснеют рядом с твоими двойками по физике». Мальчик увидел в ее глазах страдание. Ему стало настолько стыдно, что школу он окончил с золотой медалью.
Если говорить о счастье, то это, кроме всего прочего, наполненность бытия. Стоит задуматься, что будут помнить наши дети? И мы в силах раскрасить их жизнь в яркие цвета. Можно сходить вместе в поход, устроить необычный праздник, поговорить по душам. Страшная проблема для ребят – занятость родителей. По статистике, мы разговариваем с детьми в среднем 15 минут в день. «Поел? Сделал уроки? Ложись спать. Не мешай». Но разве это разговор? Поначалу дети ищут общения с родителями. Потом, почувствовав себя ненужными, замыкаются в себе. И до них уже не достучаться.
Непоправимая беда для ребенка – развод родителей: сердце пополам, рухнувший мир. Ребенок не может вынести предательство. Никогда не говорите плохо при нем о его родителе. Не рвите душу ребенку: он любит и маму, и папу.
«Путь гуманной педагогики – сложный путь терпеливой, мудрой любви и служения. Мы готовы следовать ему. Стряхнуть пыль с таких затертых десятилетиями понятий, как честь, совесть, доверие, – подвела итог Раиса Зобачева, директор гимназии № 11. – Дети всегда тянутся к добру – это надо увидеть и не опалить им крылья».
В каждом ребенке есть солнце – только дайте ему светить.