118

Вот бы сразу взрослым стать - отдохнуть от детства...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35 30/08/2006

Психолог в школе: сегодня это не дань моде, скорее - суровая необходимость. В наше стрессовое время и ученикам, и их родителям, и педагогам все чаще требуется психологическая поддержка, психокоррекция, а то и психотерапия.

О том, насколько волнует наших читателей тема психологического состояния школьников, свидетельствует редакционная почта. Передо мною - увесистая пачка читательских писем. Ответить на них мы попросили не теоретика от науки, а умудренного опытом практика - Марину Зыбину, психолога гимназии N2 г. Перми.

Учитесь педагогике у Бабки-Ежки

- Марина Валерьевна, вот письмо от пермячки М. Аверьяновой: "Моему ребенку через год в школу. Я заранее боюсь этого времени, видя, как тяжело привыкают к школе дети друзей и знакомых. С какими психологическими трудностями сталкиваются первоклассники? Как родителям это сгладить, подготовить детей к новой жизни?

- Мой вам совет: отдайте ребенка в воскресную школу того учебного заведения, в которое вы собираетесь поступать. Это время и станет неким периодом адаптации. Ребенок почувствует школьную атмосферу, учитель лучше узнает ребенка, родитель познакомится со школьными требованиями.

- Чем еще могут облегчить жизнь первоклассника его родители?

- Во-первых, наладить режим, посильный для малыша. Если ребенок после школы побежал заниматься в кружках, а выполнение домашнего задания оставил на 8 часов вечера, такой распорядок не подойдет для первоклассника.

Вторая задача родителей: помочь ребенку влиться в коллектив. Проблема изгоев за много веков школьной жизни не решена ничем. Так что приглашайте почаще в гости одноклассников, придумывайте игры и общие дела. Будьте в гуще всех классных дел, вовлекайте в них ребенка.

Хочу предостеречь от серьезной ошибки. Мы всегда очень много ждем от своих детей, возлагаем надежды, порой непосильные для малышей. В первые дни учебы мы обращаем пристальное внимание на здоровье ребенка. Повышенная утомляемость сильно мешает учебе. Иногда ребенок никак не может адаптироваться к новой жизни. Причем, специалисты утверждают, что на 90% это связано с семьей. Почему ребенок никак не может влиться в коллектив, найти общий язык с ребятами, учителями? Почему замыкается, когда его о чем-то спрашивают? Возможно, потому, что ребенка всегда бросали один на один с его проблемами. Или другая крайность: его научили решать все проблемы агрессивно.

Когда малыш приходит из школы, не мучайте его расспросами. У него столько информации: 5 уроков прошло! Это как в сказках про Бабку-Ежку: напои-накорми, спать уложи, а потом и спрашивай. Дайте малышу отдохнуть - он вам сам все расскажет. И спрашивайте не о том, что получил, а о том, с кем общался, кто понравился.

Храбрый ябеда

- Письмо от нашей читательницы из Соликамска. Вопрос, что называется, в лоб: что делать, если учительница - "стерва", которая "мучает ребенка" и "не идет ни на какой контакт"?

- Если учитель не прав, и вы это понимаете, не надо закрывать на это глаза. Другое дело, если ученик жалуется на одного учителя, на другого, на третьего. Тут уж нельзя ему потакать. Нельзя говорить: вот я приду и "с училкой" разберусь. Потому что это бумеранг, который непременно вернется к родителям. Если ребенок считает, что может обсуждать учителя, точно так же он будет обсуждать и родителей.

Если "переходить на личности", ребенок лишь обозлится на педагога, что приведет к усугублению конфликта. Поговорите с учителем. Если это ни к чему хорошему не привело, есть завучи, психолог - те люди, которые могут внушить преподавателю, что он не прав. Конфликты - куда без них? Важно из конфликта выйти "с позитивом", прийти к компромиссу. Разорвать отношения проще всего. А что потом? Воспитывать ребенка с позиции "сильный всегда прав"? У нас ведь бывают и всемогущие родители. Дети привыкают к тому, что они "всегда правы", это приводит к попустительству. А потом, что нередко бывает, родители приходят и говорят: не можем с ребенком справиться, он не подчиняется.

- Как быть, если старше-классники обижают ребенка и угрозами заставляют молчать?

- Бить во все колокола! Порой чисто интуитивно вы можете почувствовать, что с ребенком что-то не так. Он все равно даст вам знать о своей проблеме - пусть намеками или чисто бессознательно. И здесь уж нельзя все бросать на самотек. Такие ситуации приводят к суициду, к различным болезням. И не надо внушать своему малышу, что это слабость - "нажаловаться". Это, наоборот, сила: смог сознаться в той проблеме, которую сам решить не в состоянии.

Первый человек, который обязан защитить ребенка в школе, - это классный руководитель. Посоветуйтесь с ним, что нужно предпринять. Иногда достаточно вызвать родителей обидчика. Иногда придется запускать карательный механизм, привлекая инспекторов по делам несовершеннолетних.

Я б зеленое надел...

- Письмо от М. Елькиной из Перми: "В нашей школе детей заставляют носить форму унылого серого цвета. Дети ее тихо ненавидят. Слышала, что серый цвет угнетающе действует на психику - так ли это?"

- Нельзя сказать, что серый цвет - это достаточно мрачный цвет. Психологически он действительно неважный. В серое хочется одеться, когда у тебя проблемы в жизни и нужно спрятаться, чтоб тебя никто не доставал. Но серый цвет - это еще и нейтральный цвет, он не раздражает.

И ведь есть сочетание серого с белым. Можно завязать белые банты, подобрать "царской красоты" блузку, мальчику - эффектный галстук. И "унылое" станет праздничным, ярким.

- Влияет ли цвет школьной формы на психику ребенка?

- Разумеется. Вообще, выбор цвета многое может сказать о человеке. В одном из произведений Гюго описывалась ситуация, когда вновь прибывшим ученикам одной из гимназий предлагалось выбрать цвет школьной формы. Видимо, учителя знали психологию. Понимали, что если юноша выбрал черный цвет, это человек довольно деловой, довольно скрытный, возможно, у него часто бывают мрачные мысли. Выбрал желтый - значит, ты оптимист, непоседа, солнечный человек. А предпочел красный - скорей всего, следует посадить одного на последнюю парту, потому что слишком расторможенный и динамичный. Синий цвет - цвет покоя. Если водитель выбирает автомобиль синего цвета, то, скорей всего, предпочитает спокойную езду, не любит стрессов на дороге.

- Владелец красного автомобиля потенциально опасен на дороге?

- Это человек, предпочитающий риск и скорость. Красная форма для школьников?! не советую. Очень позитивен зеленый цвет. Это же весна, все расцвело, начало новой жизни. Это цвет лидера - оптимистичного и позитивного.

Мы сами убиваем своих детей?

- Физиологи бьют тревогу: ранняя интеллектуализация калечит детей. Ребенок, рано вырванный из мира образов, становится маленьким старичком, сложным и недобрым. Где здесь грань, которую переступать нельзя?

- Мы сами делаем за своих детей выбор. У нас есть и достаточно традиционные школы, не требующие интеллектуальной перегрузки. В ситуации гимназийного обучения родителям нужно быть готовым к тому, что придется немножко постараться, помочь своему ребенку. Сама ситуация ставит нас в такие условия. В ЕГЭ по математике часть С - это ведь совсем не школьная программа, это программа второго курса университета! Мы же все хотим, чтоб наши дети учились в вузах. В данном случае, будущее - за опережающим обучением. Другое дело, что мы не всегда учитываем возможности ребенка. Но если ребенок может - ты ему помоги. Это трудно, но, как говорится, через тернии - к звездам.

- Получается, с физиологией в нашем образовании все более или менее в порядке?

- Нет, конечно. К примеру, Единые муниципальные тесты для четвероклассников - безумно стрессовые. Некоторые дети заболевали вместе с родителями. Ведь если не наберешь нужное количество баллов, лишаешься муниципального "гимназического" финансирования. Лично я перенесла такой стресс. Такое впечатление, что я сама писала эти тесты. И если бы мой ребенок не получил сертификат, неизвестно, как бы я все это пережила. Когда сертификат оказался у меня в руках, я чуть не заревела - такой это был ужас.

- А самое смешное, что немецкие школьники, у которых гораздо более легкая учебная программа, на выходе показывают гораздо более глубокие знания, чем наши перегруженные дети.

- Видимо, у нас что-то не продумано. Но в нашей стране слишком большая конкуренция. Безработный у нас не имеет ничего. Мы с вами с первого класса работаем на институт и на будущую профессию. И здесь ничего не поделаешь. Я и сама понимаю: гимназической нагрузкой, может быть, гублю здоровье своего ребенка. Но если только сбавить обороты, дать слабинку - мне потом этого не нагнать. Мне потом придется купить место в институте, а я не смогу этого сделать на учительскую зарплату... Хотя, может быть, мы иногда делаем слишком большую ставку на карьеру. Мы ведь не готовим девочек, как раньше, чтоб могли удачно выйти замуж. Мы готовим хорошего специалиста. А для этого надо пахать. И здесь уже не до розовых щек и воспитания хозяйственности.

Конечно, мы должны облегчить детям их ношу. Если мы их нагружаем, то должны своевременно и разгружать, и позаботиться о благоприятной психологической атмосфере. Отдых, свежий воздух, полноценное питание - с этим не должно быть проблем. Если человек вечно работает - и дома, и в школе - он становится пустым, депрессивным. Должно быть полноценное общение, должна быть разрядка. Дома должна быть радость!

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах