СЕГОДНЯ вечером золотые и серебряные "Нануки" будут вручены авторам лучших фильмов международного кинофестиваля "Флаэртиана-2008".
УВИДЕТЬ программу фильмов-победителей фестиваля можно будет завтра. Намерение рассказать о кино - о художественном документальном кино! - равноценно попытке "напеть" в телефонную трубку арию в исполнении Паварротти. Но отказать себе в удовольствии поговорить о кино прос-то невозможно.
Нанук на севере и 80 лет спустя
"ДОБРО пожаловать в Энурмино" - фильм Алексея Вахрушева. Берег Чукотки - не Гудзонский залив, лето - не зима, чукча - не эскимос. Но когда идёт охота на моржа, адреналин захлёстывает и всё годится в дело: гарпунное ружьё, верёвка из тюленьей кожи, каяк или моторная лодка, прищуренный глаз и бинокль. Цветная плёнка Вахрушева имеет одно преимущество перед черно-белой плёнкой Флаэрти: когда в на полосе прибоя люди вспарывают тело животного, вода окрашивается его кровью. Впрочем, не уверена, что события в Энурмино произвели бы на меня такое впечатление, если бы не история человека, жившего на Гудзоне в 1922 году. Вывод: надо смотреть оба фильма. Нанук-первоисточник пробует на зуб пластинку для граммофона. "Нанук Вахрушева" по самоучителю освоил профессию дирижера, но оркестра у него нет. И не будет? В последних кадрах маленькие жители Энурмино улетают на вертолете прочь и тревожный голос главы местной администрации гаснет в шуме винтов стальной птицы: "Пересчитайте детей, пересчитайте де..."
на пресс-конференции:
- Как изменилось документальное кино за 100 лет?
Павел Печёнкин:
- ничего не изменилось, технология работы с плёнкой осталась прежней.
Мать
На многие фестивальные фильмы надо приходить заранее, чтобы занять хоть какое-нибудь место. Показывали "Мать" - зал был забит под завязку. Мне удалось втиснуть приставной стул. Но выйти из кино оказалось не так просто: похоже, я всё ещё там, на перроне, по которому бежит, коротко матюкаясь, мать: "Выключи камеру!" "Не выключай, не выключай камеру!" - прошу я режиссера. (Павел Костомаров, Антон Катин, Россия, Швейцария.)
На пресс-конференции:
- Чем "Флаэртиана-2008" отличается от предыдущих?
Марина Дроздова, член международного жюри:
- В этой программе много эксцентрики, причем эксцентрики как трагедийной, так и комической, так и психологической, социальной.
Самое большое кино
Герои фильма "Тяжело в ученье" (Чао Ганн, Китай - Германия, 2008 г.) совсем маленькие. У них нет выбора, на них сделали ставку. Мама, дедушка, кто-то ещё. Даже тренер - всемогущий, карающий и милующий - зависит от этой ставки. Если они не добьются результата, он потеряет работу. Все приносят жертвы. Всем больно. Боль не имеет значения. Они живут во имя самой великой страны в мире. Когда живешь в самой великой стране, трудно не быть жертвой. Дайте свет. Аплодисменты.
На пресс-конференции:
- Востребовано ли документальное кино на Западе?
Павел Павликовский, председатель международного жюри:
- На Западе снимают много. Но там документальное кино часто не искусство. Поэтому не волнуйтесь, сравнивая. У вас очень хорошие документалисты.
Пермь
ПО МНЕНИЮ Павла Печёнкина, отца-основателя "Флаэртианы", режиссёр - гражданин мира. Словосочетание "пермский режиссёр" лишено смысла. Работающие в нашем регионе режиссёры не участвовали в конкурсе
2008 года. Пермь, тем не менее, заявлена в программе. Город снялся в фильме "Красивая трагедия" (Дэвид Кинселла, Норвегия, 2008, 60 мин.).
"Флаэртиана forever" - главный приз, выигранный нашим городом.