Пермь, 4 декабря - АиФ-Прикамье. Машины плелись по дорогам со скоростью пешехода. Самые современные шипованные и нешипованные шины – гордость европейских и японских технологов – пасовали перед убийственной смесью наледи и глубокого рыхлого снега. Забавно было наблюдать, как вазовская «классика» виляет кормой при попытке тронуться с места, или как водитель японского седана отчаянно ускоряется в обгоне до безумных 40 км/ч, или как пассажиры дружными усилиями заталкивают в гору свой автобус, шлифующий дорогу лысыми покрышками. Разве что большие полноприводные джипы чувствовали себя на заваленных снегом улицах как рыба в воде. Если бы на таких автомобилях ездили все горожане, дорожные службы можно было бы упразднить.
Пермяки привычно обвинили в транспортном коллапсе городские власти и дорожные службы. Просто по факту: выпал снег – виноват Сапко. Между тем мэр города минувшей ночью лично разъезжал по Перми с проверкой работы подрядчиков. Дорожники уже в 22 часа понедельника вывели на улицы крупную снегоуборочную технику. К утру вторника по Перми можно было спокойно ездить. Почему то же самое нельзя было сделать днём в понедельник? Потому что огромный грейдер не проедет по дорогам, забитым под завязку, не сможет сгребать снег на обочины, вдоль которых стоят тысячи припаркованных машин. Кроме этого временные нормативы на уборку снега «включают счётчик» только после окончания снегопада. В общем, при существующем положении дел любой сильный снегопад, начавшийся утром, гарантированно парализует движение в Перми к обеду.
То есть – автомобили стоят, автобусы стоят, троллейбусы стоят, никто не едет. Убираем из этого уравнения автомобили. Хотя бы с улиц, по которым движется общественный транспорт. Получаем на выходе возможность оперативно очистить центральные улицы и нормальную скорость передвижения на общественном транспорте. Понятно, что автомобилисты будут дико возмущаться и отстаивать своё право часами стоять в пробках. Ещё бы – право сесть за руль и выехать на дорогу священно, за него заплачено 200 (500, 800, 2000, 5000 – нужное подчеркнуть) тыс. руб. Давайте ещё раз. На одной чаше весов – право стоять в пробках и остановить весь город. На другой чаше – осознанная необходимость пересесть на общественный транспорт (или такси) и позволить дорогам выполнять ту коммуникационную функцию, ради которой они созданы.
Можно ли реализовать эту идею на практике? Убедить автомобилистов пожертвовать личным комфортом – однозначно нет. Заставить – наверное, да. Например, в преддверии аналогичного снежного заряда объявить по городу чрезвычайное положение и запретить личному автотранспорту выезжать на дороги, которыми пользуется общественный транспорт, освободить дорогу подрядчикам, скорым, пожарным, полиции, аварийным службам. Надо только решить, что важнее – меньшей части пермяков комфортно стоять в пробках или всем быстро передвигаться по городу? Совместить комфорт и быстроту в условиях уральских снегопадов всё равно не получится.