Андрей Николаевич пробыл в Перми всего день, но знает о ней гораздо больше любого горожанина. Опытным взглядом архитектора Балдин с первых минут определил настроение Перми, её «характер», мифологию и главных действующих лиц.
В своих книгах «Протяжение точки» и «Московские праздные дни» он совершает путешествие по маршрутам великих русских писателей. На географические широты писатель накладывает текст. И таким образом пространство становится трёхмерным.
Редакция «АиФ-Прикамье» предложила своему гостю совершить такое же путешествие, только по Перми.
Цивилизация с севера
- С какой стороны приятнее всего смотреть на город?
- Именно в Перми мне стали очень интересны «взгляды с небес». Оказалось, что у вас из домов пытались выложить слово «Сталин». Первая буква этого слова - здание по Сибирской, 30. Оказывается, один из районов расположен в форме цифры 50 как подарок к 50-летию советской власти. А в другом городе вашего края, в Чусовом, на горе из деревьев выложено число 100… И ещё много таких историй. Вот эти взгляды сверху на пространство для меня очень интересны. Пермь своеобразно и с некоторой свободой относится к пространству. Видимо, потому, что город относительно новый. Пермь монтирует его на свой лад. Широкие резкие линии, которыми разрезается пейзаж, - это непривычно для меня как для жителя города-«муравейника.
- Каков, по-вашему, архитектурный язык города?
- Это современный город. Хотя, безусловно, богат и исторической частью. Город творит сам себя, он амбициозен. Но для того, чтобы вписать его в исторический контекст, я должен посмотреть цепочку городов: с севера на юг. Потому что так здесь шла цивилизация: с севера, что само по себе любопытно. И Пермь - завершение этого движения.
- Проект, с которым вы приехали, называется «Большая книга - встречи в провинции». Таким образом, вы поехали в Пермь на «встречу в провинции», а прилетели в культурную столицу - именно так этот город себя позиционирует…
- Я думаю, Пермь обижается, когда её называют провинцией. Амбиции этого города известны очень хорошо. Но, как я понял, не всё «творчество», происходящее сейчас в Перми, устраивает этот город. И то, что она сопротивляется, очень интересно. Я думаю, она защищает какую-то другую столицу. Этот смысл нужно изъять из-под внешней истории с Музеем современного искусства и понять, что же это такое - культурные планы собственно Перми.
- Вы говорите о городе как о живом существе…
- Я - градостроитель. Вижу в городе не механизм, а организм. Это всегда живое существо со своим настроением, складывающимся из суммы настроений горожан. Для меня Пермь интересна ещё и в связи с историей Стефана Великопермского. Всем известна лишь первая часть этой истории - русские совершили экспедицию из Москвы до Усть-Вына. А вторую часть мне рассказали в Перми. И это удивило меня - у Перми есть свой взгляд на мир, своё понимание миссии территории. Как я понимаю, сейчас её отстаивает Алексей Иванов. Это интересный персонаж. Но нужно разобраться, не творит ли он сам какой-то новый миф. Я крайне сочувственно отношусь к мифотворчеству, потому что в основании города всегда лежит миф. И сейчас наиболее яркий мифотворец у вас - это Алексей Иванов. Но это лишь моё первое впечатление, во всей истории хотелось бы разобраться более тщательно.
- В своих произведениях большую роль вы уделяете тексту. Есть ли у Перми свой текст?
- Россия - это целый мир, не просто страна. Мир, в котором сплелись, срослись множество стран. У нас своеобразная карта и своеобразный русский текст. Он лежит неровно: с пропусками и разрывами. Пермский текст, несомненно, есть. «Пермь как текст» - очень интересный и занятный проект. Но нужно посмотреть на пермское мифотворчество ещё и с федерального уровня.
3D в литературе
- Плавно переходим к вашему творчеству… Пространство вы видите трёхмерным, и это отражено в ваших «литературных путешествиях». Выходит, формат 3D вам удалось перенести на страницы книги?
- Я ни в коем разе не вижу себя здесь первооткрывателем. Сейчас наш книгопарк должен обновиться. И в первую очередь это касается путевой литературы. В отличие от предыдущей эпохи, мы много путешествуем. И смотрим непредвзято на происходящее вокруг: вне России и внутри неё. Пока что это выливается в сложные метафизические опыты. Но я уверен, что такие книги появятся. Я сам занимаюсь этим уже более десяти лет. И рад, что жанр умного путешествия развивается. Среди его отцов-основателей были такие люди, как Николай Карамзин с его «Письмами русского путешественника», Александр Пушкин с «Путешествием в Арзрум». Но дальнейшего развития жанр не получил. У пространственно насыщенной литературы было яркое начало - об этом говорится в моей первой книге «Протяжение точки», но затем - а об этом уже речь идёт во второй книге - русская литература замкнулась в некоем самодостаточном бумажном глобусе. Например, Толстой - уже путешественник совершенно другого рода.
- Как вы полагаете, для массового читателя ваши произведения будут понятны?
- Пока нет. Сейчас это опыты философского плана. И то, что я стал финалистом престижного конкурса, - скорее, реакция эксперта. Он понимает, что обновление необходимо. Понимает, что литература как таковая занялась самоповтором. И поэтому он поддерживает новые предложения. Жанр не для массового читателя. Но думаю, что в его дальнейшем развитии появятся шедевры, которые уже станут понятны многим.
- Вы подразумеваете упрощение?
- Нет. Я подразумеваю путевые заметки хорошего качества. Думаю, у кого-то просто больше будет таланта, чем у архитектора. У меня же карта кубиком в голове складывается, очень макетно мыслю. Какие формы могут возникнуть у путевых заметок, пока не знаю. Мне бы со своей формой разобраться.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть