Пермь и Екатеринбург давно и упорно спорят за звание столицы Урала. Жители соседних городов ревностно смотрят на все достижения и успехи друг друга. Так, футбольные болельщики Екатеринбурга никак не могут простить Перми то, что «Амкар» играет в премьер-лиге. Война фанатов вышла далеко за пределы уральских городов, драки между агрессивно настроенными молодчиками происходят в Казани, Челябинске, Уфе и др. Так же ревностно смотрели екатеринбуржцы и на так называемую «культурную революцию» в Перми, проводимую Маратом Гельманом. Мощный московский десант, высаженный на местные бюджетные пермские деньги, готов был превратить индустриальный город в центр культуры не только российской, но и европейской. И, кончено, вечный соперник и сосед - Екатеринбург не хотел оставаться в стороне от современных веяний. Однако таких средств и возможностей у культурного сообщества Екатеринбурга, конечно же, не было. И, как ни парадоксально, им помогли пермяки.
Многие пермские культурные деятели были, мягко говоря, не в восторге. от культурной полтитики Марата Гельмана. Но собственные проекты реализовать в Перми не могли в силу ряда причин, в первую очередь политических. И тогда их взор был направлен к соседям. Таким образом фонд Надежды Агишевой «Новая коллекция» стал одним из спонсоров I Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
По сравнению с пермскими проектами, биеннале имеет несколько отличий. Во-первых, ее бюджет составляет всего 9,5 миллионов рублей. Крохотная сумма по сравнению с пафосными пермскими выставками. Во-вторых, биеннале проходит на нескольких площадках, преимущественно на действующих фабриках и заводах. Исключение составляет разве что выставка «Ударники мобильных образов», которая разместилась в бывшем здании типографии «Уральский рабочий». В-третьих, ради экономии средств большинство представленных инсталляций и образов - копии. которые созданы дистанционно по инструкциям авторов. И, наконец, организаторы попытались привлечь местных авторов, работы которых неотделимы от местного колорита.
Говоря о местном колорите, нельзя обойти вниманием специальный проект биеннале, который расположен на территории действующего завода. бывшего гиганта машиностроения, а ныне колосса на глиняных ногах, - знаменитого «Уралмаша». Огромные, пустующие цеха словно специально созданы для монументального. современного искусства. Лучше площадки для экспериментов, чем «Уралмаш» сложно себе представить. И с другой стороны, несмотря на выставку, завод живет своей жизнью - некоторые цеха продолжают работать, рабочие косо смотрят на представителей «творческой интеллигенции», снующей где попало. Именно эта обстановка наглядно показывает, насколько замерла жизнь «рабочего класса», который оказался за бортом нового общества. Здесь время остановилось. Путешествие в прошлое настолько завораживает, что никто не удивляется символике советского общества. Возникает ощущение, что жизни за стенами этого завода нет и выйдя из проходной мы увидим толпу рабочих у пивного ларька или мальчишек, играющих в футбол прямо в парке.
«Освобождение труда» - так назвали свою инсталляцию Глеб Ершов и Станислав Савицкий. Он посвящен разочарованию в демократии и предлагает посетителям окунуться в атмосферу советских времен. Надо признать, что порой зритель не понимает. где находится экспонат, а где реальность.
Совсем другой эффект ожидает зрителей на Верх-Исетском металлургическом заводе, одном из старейших на Урале. Грандиозная мистификация «Молния» на одной из градирен предприятия заставляет поверить в возможность человека воссоздавать явления природы. Светящиеся молнии и громкие распады «железного» грома приводят публику в ужас и восторг. А ярко светящая луной над льющейся внутри градирни водой создает ощущение иррациональности происходящего. Именно здесь окончательно понимаешь, что главная цель организаторов биеннале - вернуть культуру в контекст городской повседневности и изменить восприятие старых промышленных предприятий, достигнута. И такого протеста выставка современного искусства, как в Перми, не вызывает. Есть ощущение баланса и законченности.