Человек-сюрприз – таким запомнили пермяки Майкла Наймана. Встать и уйти со сцены во время представления для него – совсем не проблема. Есть какой-нибудь фрукт во время автограф-сессии, раскидывать по полу ноты, внезапно убежать в отель… Всё это в духе известного британского композитора.
Поэтому желание композитора заснять зрительный зал на видеокамеру уже мало кого удивило. Съёмки он намерен использовать затем для своего фильма «Найман с киноаппаратом». Это диалог маэстро с знаменитым режиссёром-документалистом Дзиггой Вертовым. Диалог двух мэтров, диалог двух поколений. Композитор постоянно дополняет фильм новыми кадрами. Кинолента была показана и в рамках фестиваля Майкла Наймана в Перми. После чего сразу началась творческая встреча композитора с поклонниками. Именно тогда Майкл внезапно и попросил пермяков одолжить ему камеру, чтобы прямо сейчас заснять зрительный зал. Он забыл, что находится в суровой Перми, где такая просьба вызывает подозрения. «Ага, подарить ему что ли?» - пробежался недовольный шепоток по залу. Ситуацию спас продюсер Александр Чепарухин, протянувший Найману свою видеотехнику.
Остаток концерта мистер Найман продолжал с увлечением снимать зрителей. Он пообещал, что эти лица увидит весь мир в продолжении его документального фильма.
- В какой момент пришла идея снимать зрителей?
- Прямо на сцене во время творческой встречи! Я почувствовал, что теряю очень важную возможность отснять кадры для своего фильма. Я понял, что в нём не хватает именно зрителя, сидящего в зале – а, между прочим, подобные кадры есть у Дзигги Вертова.
- Пермяки не смогли увидеть отснятые вами кадры. Хотелось бы все же узнать – сколько планов войдёт в фильм?
- Пока точно не знаю. В киноленту точно войдёт порядка 4-5 кадров. По крупности пока не могу вам сказать. Но они определённо должны стать параллелью тем кадрам, которые есть у Дзигга Вертова.
- Снимать зрителя в зрительном зале - это всё же приём другого очень известного режиссёра-документалиста Герца Франка. Он использовал это в фильме «Старше на 10 минут». Быть может, вы смогли бы устроить подобную взаимосвязь и с ним?
- С кем- с кем?
- Герц Франк, фильм «Старше на 10 минут».
- Эээ, нет. Никогда о таком не слышал.
Пермские проекты
- Хорошо, а о городе Пермь вы вообще слышали до приезда?
- Нет, никогда не слышал о Перми. Узнал о нём шесть месяцев назад, когда Александр Чепарухин предложил мне поучаствовать в пермских проектах.
- А как вы относитесь к идее проведения вашего фестиваля в провинциальном городе?
- Мне кажется, это вполне симпатичное место для проведения такого фестиваля.
- Как вы оцениваете шансы Перми стать культурной столицей Европы?
- Мне сложно ответить на этот вопрос. У меня нет достаточной информации о вашем городе. Думаю, это вполне возможно. Но пока сложно определиться с критериями подобной оценки.
- Однако же вы будете принимать участие в пермских проектах. Написали пролог к опере «Дидона и Эней», которая будет представлена зрителям Пермского театра оперы и балета в феврале этого года. Как возникло такое сотрудничество?
- Идея возникла у Натальи Анастасьевой, режиссёра будущей постановки. Она ставила мою оперу в 2003 году. У неё всегда была идея сделать оперу об опере. «Дидона и Эней» - как раз реализация этой мысли. В ней будет открытая история о том, как впервые была поставлена знаменитая опера Генри Пёрселла в пансионате в Челси. Это история о мистических совпадениях, о пересечениях, о том, как рождается настоящая музыка.
- (интервью прерывает зритель, который задаёт свой вопрос) Очень понравилась ваша музыка: она и консервативная и своевременная. Я современную вообще не могу слушать. А вы?
- Я тоже не могу много слушать современную музыку.
Сомневающийся пермский зритель
Общение с пермскими поклонниками получилось у Наймана натянутым. Композитор ждал многочисленных комплиментов от зрителя, никогда не видевшего на своей площадке звезду такого масштаба. Но пермяки то ли в виду своей бестактности, то ли – наоборот – в виду привычки к концертам зарубежных исполнителей, его ожиданий не оправдали. Половина зала ушла ещё во время показа фильма, очень низко оценив его художественную ценность. Один из зрителей даже выразил свое неодобрение самому Найману:
- Я очень уважаю людей, делающих по-настоящему крутые вещи, которые больше никто не сможет повторить. В вашем фильме «Найман с киноаппаратом» я такого не увидел. Считаете ли вы, что сделали этим что-то крутое?
- Когда я показывал этот эксперимент в сентябре в Москве, я не думал, что сделал что-то крутое. Я думал, что предпринял отважный шаг и работа ещё не закончена. После этого я сделал ряд изменений и добавлений. Теперь могу сказать, что доволен своей частью. Доволен тем, что моя картина вправе стоять рядом с картиной Дзигги Вертова, который сделал произведение искусства.
После концерта Майкл поджидал зрителей на автограф-сессии и был удивлён, что пермяки не очень охотно раскупают диски и просят подписать их на память. Тогда, на сцене, Найман с видеоаппаратом хотел снять бесконечно влюбённого в него зрителя, но камера засняла лицо зрителя сомневающегося.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.