Пермская художественная школа была создана в 1965 году. Позднее на ее базе было создано художественное училище (среднее учебное заведение). С 1986 года училищем и школой руководил Георгий Сметанин.
С 26 апреля этого года в художественном училище были разделены полномочия между двумя высшими должностями: директором, ведущим хозяйственную и финансовую деятельность, и художественным руководителем, отвечающим за образовательный процесс и качество подготовки студентов, что зафиксировано в новом уставе училища.
Худруком училища стал его бывший директор Георгий Сметанин, а новым директором - Анатолий Джумайло, бывший директор лицея № 30.
Узаконенное двоевластие
Чем экс-директор «ремесленного» училища как менеджер лучше директора художественного училища, - чиновники уточнять не стали. Но ПХУ считает такой вариант почти победой. Иначе бы вообще ничего не осталось. Впервые художественный руководитель как «второе лицо» получил некоторые гарантии недопущения непрофессионального вмешательства директора в образовательный процесс. На самом же деле это не так.
Ранее ПХУ и детская «художка» размещались на шестом этаже здания военного универмага на площади Карла Маркса, в просторечье - на «бороде». Но пожарные закрыли помещение. Сейчас его ремонтируют. Точнее, должны ремонтировать, но вот уже год ничего не делается.
Училище же разместилось в здании бывшего музыкально-педагогического училища им. Д. Кабалевского по адресу ул. Ленина, 7, то есть, «на лысину», которое в прошлом году было присоединено к музыкальному колледжу. Сейчас художники живут «одной дружной семьей» с будущими учителями пения в одном тесном здании. Это называется экономией бюджетных средств.
Что касается художественной школы, то теперь она временно, как уверяют учредители – работники Агентства по управлению имуществом - находится на территории краевого колледжа «Оникс», готовящего учителей рисования.
Не школа, а фантом
Стоит сказать, что сама художественная школа – фантом. У нее нет учредителя, нет своего расчетного счета, и, самое главное, нет лицензии. И как она существует – непонятно.
Все средства, то есть, плата за обучение, поступают на расчетный счет училища.
«Когда в 2009 году Сметанина поставили перед фактом, что он будет содержать два здания: на Ленина, 7 и Чернышевского, 23, то он прямо заявил, что тех денег, что родители платят за обучение, не хватит. И попросил у нас, у родителей, разрешение временно до 1 января 2010 года, то есть, на время переезда и ремонта здания на Маркса, увеличить плату со 180 рублей до тысячи. А с 1 января ему, якобы, учредители пообещали, что с нового года все расходы возьмут на себя. То есть, плата будет снижена до прежней суммы,- рассказали в родительском комитете. - Но в апреле этого года Сметанин был смещен с директорства, а Джумайло о договоренности ничего не знал, но пообещал разобраться». В сентябре, когда начался новый учебный год, плата за обучение выросла уже до 1400 рублей в месяц, то есть, увеличилась на 777 %!
«Отказываемся платить»
Возмущению родителей не было предела. Председатель родительского комитета Максим Исаев рассказывает: « Я сказал, что мы, родители, отказываемся платить такие деньги. Во-первых, не все могут осилить такую сумму. Во-вторых, попросил Джумайло дать ответ, чем обоснованы эти цифры, и напомнил ему, что он пообещал разобраться с вопросом оплаты. Спросил, где калькуляция? На что получил ответ, что она пока не готова. Спрашивается, как тогда можно увеличивать оплату? От фонаря? Ответом было молчание. Правда, через две недели калькуляция была готова. Но это были лишь голые цифры».
Калькуляция с соответствующим письмом была отправлена в прокуратуру. Ответ был таков: «ГОУ СПО «Художественное училище» осуществляет оказание платных образовательных услуг за плату в отсутствие лицензии на этот вид деятельности». Кроме того, «договоры на их оказание, заключенные в училище с гражданами, содержат условия, нарушающие права потребителей».
Самое интересное, что договоров с родителями на момент прокурорской проверки не было, они появились позднее, в середине ноября, после того, как прокуратура их затребовала. Причем, все они были датированы задним числом – 1 сентября.
В том же прокурорском заключении отмечено, что пункт 7.5 договора, гласящий, что если учеба не оплачена в течение 15 дней и больше, то учащийся может быть отчислен, является незаконным. Скорее всего, он исключен, так как никто из родителей договор не видел.
Кому учиться?
Агентство по управлению имуществом характеризует Анатолия Джумайло как организатора, умеющего «соединить профессиональный менеджмент и отраслевую художественную специфику». С его приходом «был взят курс на обновление не только содержания образования, но и всех сфер жизни».
И ему наплевать, о введенном им пропускном, как на оборонном заводе, режиме, о введении новой штатной единицы – зама по безопасности, о том, что все родительские собрания будут проводиться с его разрешения, наконец, о собственном юбилее, проведенном в стенах родного училища. Чиновникам наплевать, что нарушаются права детей.
«Художественная школа идет к краху, - считают родители. - Она будет отремонтирована, только вот учиться там будет некому».