Воспитанникам Пермской хоровой капеллы мальчиков рукоплескали залы лучших концертных площадок страны. На международном фестивале хоровых коллективов во французском городе Нанси ошеломлённые французы аплодировали победителям - пермским поющим мальчишкам - стоя.
А месяц назад хор юношей Пермской капеллы под управлением Владимира Никитенкова завоевал ещё одну престижную награду - Гран-при международного фестиваля-конкурса «Свет рождественской звезды», проходившего в Швеции и Финляндии.
Сегодня у нас в гостях - художественный руководитель и дирижёр Пермской хоровой капеллы мальчиков Валерий ЦЫГАНОВ.
Больше, чем музыка
- Валерий Павлович, нелегко, наверное, управляться с мальчишками?
- Конечно, в этом есть своя специфика. Сегодня они поют как ангелы, а завтра наелись мороженого или простудились, гоняя мяч. И вот уже сипят, как паровозные гудки. А энергии в этих ребятишках столько, что даже шутить на занятиях мне приходится дозированно, чтобы не вызвать чересчур бурной реакции. Когда на репетицию приходят сразу человек сорок парней, стены начинают ходить ходуном. Не так-то просто держать мальчишек в постоянном внимании. Но когда необходимо, наши хористы всегда умеют собраться. На них можно положиться - не подведут.
- Приходится держать железную дисциплину?
- Дисциплина у нас, скорее, сознательная. Я не устаю повторять, что чудес не бывает. На сцене хорошо звучит то, что хорошо отрепетировано. Чем ближе выступление, тем чаще я требую от хористов: а теперь сделайте всё как на концерте. Пусть на репетиции нет публики, но вы должны петь так, будто перед вами полный зал.
Если нам доверяют выступать на серьёзных концертных площадках: в Органном зале, на сцене театра оперы и балета, в Большом зале Пермской филармонии, да ещё с органом, с оркестрами, с ведущими вокалистами города, - это огромная ответственность. И марку нужно держать.
- Вы могли бы давать гораздо больше концертов - публика на них буквально ломится…
- К сожалению, мы не можем готовить много концертных программ, так как занимаемся в две смены - в зависимости от уроков в общеобразовательных школах. Что получается? В первую смену преобладают низкие голоса (альты), они перекрывают дискантов, ведущих основную партию. А во вторую смену - тот же дисбаланс звучания с точностью до наоборот. Это всё равно что играть сначала только на белых, а потом на одних чёрных клавишах… И лишь по воскресениям мы можем собраться все вместе.
Наши коллеги из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга не имеют такой проблемы. В этих городах детские капеллы давно получили статус хоровых училищ и колледжей. Условия - царские: полный государственный пансион, занятия ведут профессора консерватории. Хоровые репетиции там проходят ежедневно, и присутствует на них весь состав капелланов… Тяжело тягаться с такими соперниками.
- И тем не менее вы умудряетесь выглядеть в этой когорте весьма достойно! Но если вдруг Пермскую капеллу превратить в училище, половины учеников недосчитаетесь: много ли в наше время желающих получить профессию музыканта?
- Престиж нашей профессии действительно упал. Хоровое пение вообще переживает не лучшие времена… И во многом тому виной - политика государства. Всё время экономим на культуре!
В последнее время мы почти никуда не вывозим мальчишек: нет бюджетных средств. Но ведь речь идёт об уникальных образцовых коллективах, которые давно стали лицом нашего города! Такие коллективы должны развиваться. А для этого нужно часто выезжать на различные конкурсы, гастролировать, петь на лучших площадках.
Постоянно идёт речь о каких-то новых сокращениях. Мы начинаем опасаться и за наше здание в центре города.
Уравнивать по сегодняшней методике объём финансирования на обучение нашего капеллана и, предположим, ученика музыкальной школы маленького посёлка - вряд ли целесообразно. У нас гораздо более объёмный учебный план. Наш ученик занимается хором шесть часов в неделю и при этом получает углублённые знания по другим музыкальным дисциплинам. У нас семь хоров. Мы содержим детский концертный зал, которым пользуются все музыкальные школы города. Как всё это поднять без дополнительного финансирования?
Нам нравится быть базовой музыкальной школой края. Но и краевым властям хорошо бы помнить, что есть особо талантливые дети, особенные школы, которые захлебнутся без дополнительных финансовых вливаний.
Пытка… молчанием
- Век поющих мальчишек недолог. И вот уже маячит на горизонте безжалостный приговор: мутация.
- Когда ангельский голосок вдруг начинает ломаться, срываться на высоких нотах, для ребёнка это всегда шок. Быть отлучённым от хора - огромная потеря. Для многих - трагедия. Мутация у всех проходит по-разному. У кого-то - постепенно и безболезненно. А у кого-то - стремительно, с большой нагрузкой на психику.
Надо сказать, у нас отработана система сохранения вокального здоровья капелланов. Во время мутации наши мальчишки поют под присмотром опытных педагогов, без музыкального сопровождения, чтобы привыкнуть к новому звучанию своего голоса. В дальнейшем ребята вливаются в хор юношей.
- Верно ли, что у хорошего педагога вокалист после мутации никогда не теряет красивого голоса?
- У Робертино Лоретти были прекрасные педагоги. А вот божественный голос не сохранился. Правда, этому чудо-ребёнку делали сомнительные инъекции, чтобы скорее прошла мутация…
Певческий голос после ломки сохраняется практически у всех. Вопрос в том, насколько он окажется интересен по тембру. У Робертино установился вполне приличный тенор. Но таких голосов много! Ни Каррерасом, ни Доминго, ни Паваротти бывший вундеркинд так и не стал.
Кстати, несколько лет назад Робертино приезжал в Пермь покупать лошадей. Заглянул к нам в капеллу. Но не пел. Его вообще больше интересовали лошади, чем поющие мальчики. А может, больно было вспоминать детство…
Красивый мальчишеский голос - это волшебный дар. Одно из чудес природы. И наша задача - его огранить, как бриллиант. Сберечь - как национальное достояние. На радость людям.
ДОСЬЕ
Валерий ЦЫГАНОВ - начальное музыкальное образование получил в Горьковской хоровой капелле мальчиков (ныне Нижегородский хоровой колледж). В 1971 году окончил Горьковскую консерваторию. Имеет учёное звание доцента. Художественный руководитель и дирижёр Пермской хоровой капеллы мальчиков. Награждён почётным званием «Заслуженный работник культуры России».