Актер Алексей Девотченко в минувшем сезоне покорил театральную Москву двумя премьерными работами – в спектакле Камы Гинкаса «Записки сумасшедшего» он блистательно исполнил роль Поприщина, а в постановке Эймунтаса Някрошюса «Калигула» в роли Кереи переиграл неутомимого Евгения Миронова. Но Девотченко известен не только как актер, дважды лауреат Госпремии и обладатель всевозможных театральных наград, но и как член общественного гражданского фронта, участник марша несогласных, а не так давно он взорвал Интернет-сообщество обращением к деятелям культуры, в котором призывал не сотрудничать с властью. Наверное, поэтому он и стал персоной грата на форуме «Пилорама», где выступал с текстами Бродского, Лимонова, Кибирова, Солженицына. Примечательно, что беседа с актером проходила в бараке особой зоны для политзаключенных «Пермь-36». Отсюда один из вопросов.
- Алексей, а если бы вас поставили перед выбором, как Бродского – психушка или эмиграция, что бы вы выбрали?
- Я бы выбрал психушку. Мне кажется, оттуда есть шанс вырваться. Эмиграция – это как-то безнадежно. Да и потом Бродский был полиглот, гений, хорошо смог освоить язык, смог преподавать. Я бы так не смог. Актер все-таки заложник своей профессии, своего языка.
- Но у вас был опыт работы за рубежом.
- Да, я работал в Германии, но это не была эмиграция. Я играл там какие-то роли, но такие, в которых был допустим акцент. Это было скучно. Я не мог так чувствовать слово, как в русском языке. Я, конечно, освоил немецкий язык и до сих пор неплохо изъясняюсь, но все равно это не то. Это не хохдойч. Я бы никогда не сыграл Шиллера или Гете.
- Однако, вы стали в своем роде эмигрантом – все чаше приезжаете из Петербурга в Москву. Почему столько талантливых людей уезжает сегодня из северной столицы?
- В Петербурге сейчас умирает театральная школа. Это беда. Все меньше интересных имен.
- Но вы еще остаетесь жителем Петербурга?
- Да, я безусловно петербуржец, где бы я ни жил. И таковым останусь до своей смерти. Жалко, что меня там мало что сейчас держит. Разве что роль Шута в Малом драматическом театре у Додина.
- Что вас ждет в Москве?
- По всей видимости, я буду состоять в штате одного из московских театров со следующего сезона. Но пока не буду говорить какого.
- Вы не боитесь повторить участь многих петербургских актеров, которые перебрались в Москву и стали актерами успешными, но (по большей части) с коммерческой точки зрения?
- Я приезжаю в Москву не за деньгами. Боже упаси. И я не боюсь стать коммерческим актером. Коммерчески успешный театр мне никогда не будет интересен. Потому что этот театр, каким бы успешным он не был, он имеет скорее отношение к шоу-бизнесу, чем к театру. Да никто меня в это дело не тащит на аркане. Кроме того, те, кому я доверяю, этим не занимаются.
- И кто эти люди, которым вы доверяете?
- Этих людей очень мало. Кама Гинкас, Генриетта Яновская. Я могу назвать Кирилла Серебрянникова. Мне нравится то, что делает Петр Наумович Фоменко.
- Когда Кама Гинкас пригласил вас в московский ТЮЗ в спектакль «Записки сумасшедшего», вы быстро нашли общий язык?
- Да, легко. Мы же все воспитанники ленинградской театральной школы. У нас одна группа крови. Потом я очень люблю спектакли Гинкаса, и его взгляд на существующий порядок вещей, на театр. По мировоззрению мы во многом совпадаем.
- Сегодня на ваш спектакль пришла Людмила Улицкая. Это тоже «ваш человек»?
- Да. И в смысле литературы, и в смысле мировоззрения. Я очень люблю ее как писателя. Мне нравится ее человеческая позиция. Мне вообще нравятся люди, которые имеют свою позицию, и которые готовы бороться за нее. Сейчас время, когда нельзя оставаться равнодушным и приходится противостоять. Сверху, по указке властей, создается какой-то народный фронт и идут разговоры, что туда должны непременно войти люди, которые любят Россию, а те, кто не войдут, получается, априори враги. На мой взгляд, такая ситуация провоцирует раскол общества. Людей опять загонят в управляемую толпу. Я же в сто первый раз повторю, что правда всегда на стороне меньшинств, а не большинства. И те, кто сегодня в меньшинстве – писатели Людмила Улицкая, Борис Акунин, музыканты Юра Шевчук, Миша Борзыкин, они носители правды. Я был бы рад, если бы меня причисляли к этим людям.
- Вы конфликтный актер? Почему вы сегодня так часто работаете в жанре моноспектакля?
- Нет, это не из-за того, что я конфликтный актер. Даже наоборот я люблю работать в крупномасштабных постановках, где я не один на сцене. Просто моноспектакль – это возможность взять для работы то, что мне нравится, то, что я никогда не сыграю в обычном драматическом спектакле. Это мой выбор материала, мой выбор режиссера, антуража и так далее. То есть то, что мне близко. Вот такая корысть, если угодно, шкурный интерес. Например, я бы, наверное, никогда не сыграл на большой сцене Бродского то, что я сейчас делаю - «Вальс на прощанье». Или Сашу Черного. Кстати, с этим спектаклем я как-то приезжал в Пермь на замечательный фестиваль «В начале было слово».
- В каких проектах вы будете заняты в ближайшее время: и в кино, и в театре?
- Я буду занят в спектакле в Москве. Театр и режиссера пока называть не буду. Скажу только, что пьеса из классического репертуара. В конце августа запускается очень интересный кинопроект - фильм по повести Приставкина «Вагончик мой дальний». У меня там интересная роль. Так что впереди натурные съемки.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.