69

Когда интеллект бессилен, а театр способен

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Прикамье 03/02/2010

Друзья и коллеги Ивана Тимофеевича Бобылёва  поздравили мастера с юбилеем, вспомнили свои любимые спектакли, им поставленные.  Нынче он, как всегда, получил поздравительные телеграммы: от Александра Калягина, председателя Союза театральных деятелей России, от родных и близких, от властей… Правда,  к сожалению,  не было творческого юбилейного вечера для широкой общественности,  которая  могла бы  выразить ему слова искренней  благодарности.

«Пошли пешком!»

- Иван Тимофеевич, каково ваше мнение о том, что сейчас делается в театре, которому вы отдали столько лет и сил?

- Пришли другие люди со своими целями и задачами… Я не сторонник того, чтобы убивать друг друга. В искусстве места хватит всем. Есть, например, Врубель, и есть Саврасов, очень разные художники, но оба оказались достойны того, чтобы о них помнили и наследовали их традиции. Время покажет, кто есть кто. Мы с актёрами всегда стремились продолжать то, что делали Станиславский, Вахтангов, Таиров. 

- Раньше говорили о том, что театр должен формировать культуру зрителя. Вы в это верите?

- Поймите меня правильно. Я никогда не верил, что театр воспитывает зрителя. Я не лучше тех, кто собрался вечером в зрительном зале. Зачем человек идёт в театр? Чтобы ушло или отодвинулось на время в сторону то эмоциональное состояние, в которое он погружён по каким-то причинам, те внутренние эмоции, от которых он хотел бы освободиться. Наш интеллект  не в состоянии перенести нас в другое настроение. А театр - способен! Самое прекрасное и высшее предназначение театра - переменить, переломить  настроение человека, чтобы ему после увиденного легче дышалось. И вот тогда он после закрытия занавеса выходит на улицу и вдруг говорит тому, кто рядом: «Пошли пешком».  

…Это было давно

В далеком 1950 году он поступил в Московское театральное училище имени Б. В. Щукина и учился на актёрском отделении с талантливыми сокурсниками - будущими актёрами Михаилом Ульяновым, Виталием Венгером, актёром и педагогом Юрием Катиным-Ярцевым. Как многие советские люди, он порой вынужден был жить по приказу. По окончании училища получил приглашение в столичный театр, а послали работать по распределению в закрытый атомный городок. Москвич по рождению, он вернулся в Москву после вынужденных странствий, так как его опять пригласили там работать, но к тому времени лишили  московской прописки,  поскольку Хрущёв в то время запретил увеличивать население Москвы за счёт приезжих… Соответственно, возникли проблемы с официальным трудоустройством.

Как некоторые творческие люди в годы оттепели, он порой позволял себе не подчиниться приказу властей. Министр культуры Фурцева хотела трудоустроить молодого режиссёра в театре имени Леси Украинки, а он взял да и уехал в Пермь, где его уже ждали…

Сегодня, оглядываясь на то, что происходило на сцене пермской драмы в годы работы Ивана Тимофеевича, можно с уверенностью утверждать: он создал спектакли-легенды, которые покоряли сердца зрителей разного возраста и вошли в историю российского регионального театрального искусства. Среди них: «Царь Фёдор Иоаннович», «Свадьба Кречинского», «Доходное место», «Васса Железнова», «Сирано де Бержерак», «Егор Булычёв и другие», «Красные кони на синей траве», «Власть тьмы», «Последний срок», «Собачье сердце», «Кукольный дом»…

Стойка на голове – обязательно!

Каждый день он начинает с серьёзной утренней физкультурной  зарядки. Ещё год назад среди обязательных упражнений была стойка на голове.  Много лет он ездит на летнюю рыбалку. Выйдя на пенсию, пристрастился к зимней. Нигде официально не работает, хотя поступают предложения из театров других городов. От постановок он отказывается, потому что понимает, что  актёров  надо сначала сделать единомышленниками. Тогда  только результат будет. Но на это нужны время, финансы, жилая площадь для приезжего. Никто сегодня так не работает. 

Вот пригласили екатеринбуржцы сыграть главную роль  в художественном фильме «Серебряный полоз» по Бажову - он согласился. Фильм показывали в кинотеатре «Триумф»,  но  пермской прессой он не был особо замечен. Словом, живёт Иван Тимофеевич  будто бы обычной жизнью пенсионера. Есть в Москве дочь, внуки, которые про дедушку знают.

Будто бы… Да не так на самом деле.  На встрече в Доме журналиста на вопрос: «Чем вы сегодня занимаетесь?»,  публика получила неожиданный для неё ответ. Иван Тимофеевич вдруг отвернулся от импровизированного зала,  и…то ли запел, то ли застонал… Кто-то не понял, что происходит, и  даже попытался дать ему воды… А это  он  такой вот песней-стоном отделил свое прозаическое выступление - от сценического.

Развернулся вокруг себя под собственный «музыкальный аккомпанемент» и предстал…  совсем другим человеком! Персонажем из водевиля Чехова «О вреде табака».  И мы увидели театр одного актёра, и мы увидели чеховского персонажа в его  буднях - усталым от непосильного труда, бессмысленности существования, страдающим от отсутствия любви, уюта… Старающегося сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих обстоятельствах. 

По  залу пробежал шёпот: «Какая память! Какой  актёр! Как здорово!»

А  он в ответ на восторги  отвечает так: «Я могу забыть про то, что в магазине надо купить. А это… Не понимаю, как это можно забыть?!»   

Досье

Иван Тимофеевич Бобылёв - почётный гражданин Пермского края, народный артист СССР, лауреат Государственной премии России. В Перми он с 1967 года. Более 36 лет возглавлял Пермский драматический театр, который при нём получил высокое звание - академический. За годы творческой деятельности поставлено более 150 спектаклей. Пермскую драму ежегодно посещали 160-180 тысяч человек. Эти цифры являлись самыми высокими показателями среди театров Перми и края. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах