М.З.: - Конечно, русский цирк навсегда связан с животными. К тому же советские и российские спектакли всегда отличались от зарубежных – в наших представлениях силен дух патриотизма, в них отражены достижения наших людей, спортсменов, сила дрессуры. Перед дрессировщиком ведь стоит непростая задача - увидеть и развить в животном то, что оно делает в природе. Научить - это показывать тогда, когда надо.
«АиФ-Пермь»: - Как артисту попасть в вашу труппу?
М.З.:- По-разному бывает. Вообще мы берем тигрят из зоопарков. Ведь нам запрещено брать животных из естественной среды обитания. При этом есть правило – брать только второй приплод, родившийся в зоопарке, месяца три-четыре должно быть тигренку. Потом они к нам привыкают, и начинаем работать, учить.
«АиФ-Пермь»: - Наверное, много времени уходит на «учебу»?
М.З.:- На самом деле – да, каждому тигру в день надо уделять минимум час. А у меня их 11.
«АиФ-Пермь»: - А кто самый вредный?
М.З.:- Люди (улыбается). Тигры очень индивидуальны, к каждому нужен свой подход: одному можно просто сказать, на второго – фыркнуть, на третьего – и порычать придется. Нынешние тигры – все молодые, вот два самца есть крупных, которые дерутся постоянно. Приходится разнимать самому.
«АиФ-Пермь»: - И как, не доставалось?
М.З.:- От этих, к счастью, нет, Бог миловал. У дрессировщика шрамы – это показатель. Чем меньше шрамов, тем он более профессионален. У меня их три, и достаточно, я считаю. Каждый шрам – это ошибка дрессировщика.
«АиФ-Пермь»: - Дрессировщик как сапер, одной ошибки будет достаточно.
М.З.:- Сапер ошибается дважды – первый раз, когда профессию выбирает…
«АиФ-Пермь»: - Вы профессию правильно выбрали?
М.З.:- Я – да, судя по тому, сколько лет я работаю в цирке. Судя по реакции зрителей, как они принимают нашу работу, особенно те, что мы с отцом делали. Аттракцион «Триумф XXI века» мы создали вдвоем, а «Наш русский цирк» - я уже сделал сам.
«АиФ-Пермь»: - У вас к отцу очень трепетное отношение…
М.З.:- Я очень люблю своих родителей. И желаю всем родителям, чтобы их так любили дети.
«АиФ-Пермь»: - А вы какой отец?
М.З.:- Строгий! Я люблю порядок во всем. Я и к артистам своим также отношусь. Бардак и хаос не люблю. Если ты выходишь на манеж, ты должен все сто процентов отдавать, а то и больше. Неважно, сколько зрителей пришло – полный зал или сто человек. Артист должен работать так, чтобы никто не сказал: вчера было хорошо, а сегодня плохо или никак. Искусство требует жертв, и первая жертва – ты сам, ты, прежде всего, должен спрашивать с себя.
«АиФ-Пермь»: - Вы уже принесли себя в жертву…
М.З.:- Ну да…Я весь больной. Калеченный, позвонки сломаны. И вообще я на пенсии давно. Но работаю, потому что получаю от этого удовольствие.
«АиФ-Пермь»: - Наверное, мало удовольствия – стоять спиной к хищнику. Говорят – это опасно…
М.З.:- За это мы с отцом в Генуе, в 1994 году получили специальный приз «Лучший дрессировщик мира» на фестивале циркового искусства. Потому что мы совершенно спокойно работаем с нашими хищниками спиной. Как мы это делаем – наш творческий секрет.
«АиФ-Пермь»: - А какие еще у вас есть секреты?
М.З.:- Я высоты боюсь.
«АиФ-Пермь»: - А как же под куполом цирка с тигром?
М.З.:- А фиг его знает…Преодоление (смеется). В этот раз рядом со мной молодой самец будет, Граф. В нем очень много энергии…излишне плохой, скажем так. Я за него очень сильно переживаю.
«АиФ-Пермь»: - Вы перед представлением кормите своих артистов?
М.З.:- О, нет. Этому меня научил отец, и Вальтер Запашный, с которого все началось, тоже никогда не кормил перед выступлением животных. Я считаю, что тигры, если их накормить перед манежем, будут спать, а не работать. А работа у нас быстрая, энергичная, надо прыгать, рычать, в том числе и мне. Поэтому я кормлю своих животных вечером. Едой можно только поощрить.
«АиФ-Пермь»: - В чем разница между дрессировщиком и укротителем?
М.З.:- Дрессировщик – это человек, который воспитывает животное с детства путем приручения, контакта. Большого длительного контакта между хищником и человеком. Чем ближе и дольше контакт, тем быстрее животное начинает понимать – что от него требуется. А укротитель…берет животное полутора-двух лет и подавляет его характер силой. Дрессура – это наука.
«АиФ-Пермь»: - Сейчас у вас есть горизонт, к которому вы стремитесь?
М.З.:- Горизонтов не бывает…в принципе. Вот мне 45 скоро будет…я в 33 года уже дом построил, сына родил, и дерево посадил, и даже не одно. Сейчас я работаю в своё удовольствие от того, как зритель реагирует на те номера, которые я ставлю. Если зритель реагирует плохо, меня это угнетает. И я начинаю искать ошибки, которые допускаю на манеже.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.