За последние четыре года культурная политика, проводимая в Перми силами известного галериста Марата Гельмана, вызывала всё большее недовольство со стороны граждан. Культурная контрреволюция начиналась с тихого бурчания себе под нос и достигла своего апогея 30 июня 2011 года, когда на площадь перед Театром-Театром вышли сотни людей с лозунгами из разряда «От вашей культуры даже слоны дохнут».
И новый губернатор Пермского края Виктор Басаргин обозначил в программе своей работы, что культурная политика региона при нем будет строиться вокруг имиджа края, а не отдельных личностей. В этих условиях вполне появилась новая организация под названием «Культурный фронт», готовой бороться со всяким проявлением «гельманизации».
Илья Роготнев: - Эта проблема должна волновать любого культурного человека, который не предал забвению наследие русской интеллигенции с ее ориентацией на высокие моральные образцы, служение народу и «всемирную отзывчивость». К сожалению, часть нашей творческой интеллигенции все это предала, а теперь топчет высокие интеллигентские идеалы с помощью своего провинциального недо-искусства. Эта пошлятина должна быть омерзительна любому русскому интеллигенту, ибо она прямо противоречит его ценностям и непосредственно против них направлена. Эта проблема должна волновать любого гражданина вообще, поскольку тратятся деньги налогоплательщиков, поскольку все это пир во время чумы: эти тусовщики устраивают себе бесконечный праздник в то время, когда наносятся сокрушительные удары по библиотекам, школам, больницам; все подлежит ликвидации - все, кроме бесконечного карнавала, затеянного Гельманом и поддержанного Медведевым
«АиФ-Пермь»: - Как бы вы описали современное искусство, продвигаемое в Перми?
И. Р.: - Современное искусство многогранно и многопланово. Искусство, продвигаемое «Культурным альянсом», принято называть актуальным, либо использовать по отношению к нему английский термин Contemporary Art. Это практики, отрицающие искусство, объявившие войну классической эстетике с ее представлениями об образах, художественных мирах, мастерстве, стилистике. Изначально авангард и пост-авангард, которым наследует новейшее «актуальное искусство», стремится покинуть границы классики, радикально порвать с эстетикой, проблематизировать идеи о границах между искусством и не-искусством, сломать любые рамки. Такого рода опыты могут иметь два направления - к открытию новых культурных языков, к экспериментам, дерзаниям, откровениям, либо к созданию пространства антикультуры, где просто-напросто производятся и транслируются деструктивные высказывания, т.е. главная смысловая нагрузка ложится на слом запретов, кощунство над священными символами, уничтожение смыслов. Гельман и его поклонники этого просто не понимают: «Черный квадрат» обладал мощным смыслом и высоким уровнем сакралитета (он претендовал на статус новой иконы). А «прикольные» экспонаты Дмитрия Цветкова, например, хоть и несут печать индивидуальной стилистики (этот художник неплохо шьет), направлены только на деконструкцию, декомпозицию, глумление и отвращение, что, кстати, дает простор для эстетической игры, но игры весьма убогой и для людей искушенных, поверьте, давно уже наскучившей. Так что мы выступаем за культурное многообразие, за то, чтобы современное искусство не подменялось Contemporary. Сущность же последнего зачастую (хоть и далеко не всегда) - тоталитарная нетерпимость к традиционным формам, болезненная непереносимость смыслов и ценностей, маниакальная безудержность кощунства и порока. И еще - сектантская замкнутость на собственной тусовке и лихорадочные попытки убедить неискушенных в искусстве губернаторов и министров, что весь мир признает только это.
«АиФ-Пермь»: - Каким образом планируете вести борьбу с этой культурной политикой?
И. Р.: - Мы выработали 2 базовых направления деятельности, относительно независимых друг от друга. Во-первых, это противодействие «культурной коррупции», т.е. использованию федеральных и муниципальных ресурсов в интересах весьма специфической тусовки, руководящей «Культурным альянсом». Мы распространяем информацию, организуем митинги и пикеты с требованием учитывать мнение граждан и независимых экспертов при распределении бюджетных средств, выставочных площадей, муниципальной собственности. Пока мы хотим достучаться до совести нашей бюрократии. Между прочим, она прекрасно знает, что в Перми «белоленточная оппозиция» была во многом сплочена антигельмановскими настроениями, так что последствия культурной политики для действующих политиков могут быть весьма серьезны. Во-вторых, мы проводим анализ содержания этой культурной политики, ее идеологии и риторики, символических практик и традиций; делимся информацией и соображениями - пока через пикеты и социальные сети, но в ближайшее время планируется несколько серьезных публикаций, в том числе научного характера. Здесь мы ведем интеллектуальный бой. Основная наша стратегия - понимать, анализировать, собирать фактологический материал - и пробуждать общественное сознание, используя созданный арсенал.
«АиФ-Пермь»: - Как можно вступить в вашу организацию? Принимаете ли вы обычных граждан в свои ряды?
И. Р.: В настоящий момент «Культурный фронт» представляет собой сетевую организацию, присоединиться к которой можно, вступив в соответствующие группы «В Контакте» или на «Фэйсбуке». Любой неравнодушный гражданин, разделяющий нашу позицию, изложенную в «Объявлении о создании КФ», может присоединиться к нашему движению. Более того, мы ждем экспертов, руководителей и активистов общественных и политических организаций, которые могли бы войти в экспертный совет, вырабатывающий повестку дня и стратегии действий КФ. Надеемся, что совместные действия и дискуссии помогут структурировать наше объединение, которое мы сознательно не желаем подчинять единой воле той или иной организации, вступившей в «КФ».
«АиФ-Пермь»: Как вам кажется, актуально ли вести такую борьбу в Перми, в которой уже нет губернатора Чиркунова?
И. Р.: - Борьба, безусловно, актуальна: мы, во-первых, все еще содержим музей PERMM, «Сцену-Молот», проводим дорогостоящие фестивали, то есть наследие Чиркунова Басаргин еще не отверг однозначно и окончательно; во-вторых, мы будем поддерживать соратников по всей России, во всех городах «Культурного альянса», мы просто обязаны это делать, поскольку именно в Перми началась агрессивная атака агентов новой культурной политики; в-третьих, это не просто борьба с Гельманом и Мильграмом - это борьба за лучшее искусство, за мудрую культурную политику, за подлинный демократизм в культуре - против государственной поддержки сомнительных экспериментов.
«АиФ-Пермь»: - Как вы видите идеальную культурную политику Перми?
И. Р.: - Пермь - город деревянных богов, славяно-финно-тюркских взаимодействий, балета и очень культурной театральной публики, между прочим, достаточно консервативной. Поэтому, думается, в Перми нужно вкладывать в галерею классического искусства и краеведческий музей, поддерживать «этнику» (хотя бы проблему Национального театра в Кудымкаре решить), поддержать всеми силами несколько сдавшую в последнее время балетную школу и знакомить пермяков с ведущими драматическими труппами страны (театром Фоменко, Женовача, Додина - это придется пермякам по вкусу). Но главное - создать механизм учета ожиданий культурной общественности города, механизм формирования культурных запросов самого населения.
«АиФ-Пермь»: Кого бы вы предложили Перми вместо Гельмана как идеолога культурных преобразований?
И. Р.: - Пермь вовсе не была до Гельмана серой провинцией. Здесь всегда имелось главное - культурная аудитория, благодарно внимавшая привозимым выставкам, концертам симфонической музыки, хорошим спектаклям. Сегодня Пермь хотят представить как столицу гопников, как проклятое место «Хромой лошади» и край непуганных провинциалов для афер разного рода проходимцев. Мы же давно являемся одной из культурных столиц Евразии (а не крошечной Европы), для многих творческих коллективов счастье гастролировать в Перми. Место Гельмана не должен занять анти-Гельман, дело не в личностях, а в самом принципе формирования культурной политики. Заезжую тусовку надо менять на местный общественный совет, состоящий из уважаемых в Перми людей, как про-гельмановской, так и анти-гельмановской ориентации. Главное, чтобы культурная публика (наш главный ресурс) этих людей признавала и уважала».
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.