Примерное время чтения: 6 минут
2409

Чудьной народ. Поэтесса Анна Истомина ищет ключи к тайне праязыка человечества

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-Прикамье 16/07/2013
Фото: АИФ

Пермь, 17 июля – АиФ-Прикамье. Коми-пермяцкая поэтесса Анна Истомина уже много лет пытается разгадать тайну древнего народа чуди. Со временем тропа поиска вывела её на глобальную тему: корни праязыка человечества. 

Вначале было хобби

«АиФ-Прикамье»: – С чего начинались ваши «чудские» исследования?

А.И.: – Наверное, каждый человек пытается понять, кто он есть на этой земле, хочет найти свои корни и корни своего народа. Меня всегда интересовала загадка чуди. В 2005 г. я написала исследовательское эссе на эту тему и издала его в виде небольшой книги. Разумеется, сбор материала происходил до этого, в течение примерно 10-12 лет. Сначала это было просто хобби: я просматривала различные словари и выписывала слова, звучание и значение которых совпадало со словами моего родного языка. Таким образом пыталась понять, кто такие коми-пермяки и что представляет из себя мой язык. Просмотрела-проанализировала некоторые родственные языки: удмуртский, марийский, финский, венгерский. Затем взялась за индоиранские, так как всегда считалось, что в коми-пермяцком языке много заимствований из иранского. Следом пришли несколько тюркских, японский и китайский словари. В итоге я не нашла ни одного языка, в котором не было бы параллелей с коми-пермяцким. Из этого мне стало понятно, что библейские слова «На всей земле был один язык, одно наречие» являются не просто образным выражением, это реальность. Так, в поисках собственных корней я пришла к исследованию праязыка человечества. 

Прародина

«АиФ-Прикамье»: – Кто подтолкнул вас к поискам?

А.И.: – Выросла я у дедушки с бабушкой в деревне Пихтовке Кудымкарского района. Мы ходили смородину собирать на место родной деревни бабушки Верх-Чуд. Но почему-то люди старались скрыть это название, и в официальных источниках деревня была записана как Верх-Пихтовка. А Пихтовка - это название речки и дедушкиной деревни. Но они появились относительно недавно. Дед вспоминал, что в деревне работала пихтоварка. По моему предположению, ещё раньше и деревня, и речка могли называться Чуд. По рассказам моих предков, а также по преданиям, записанным Марией Ожеговой и Василием Климовым, представители чуди (коми-пермяки называют их «чучской народ») были смуглые, темноволосые, низкорослые, хотя встречались среди них и светлые, высокие. Рассказывают, что был у чуди свой язык, не коми. Жили они в чёрных избах, иногда в землянках. И было у них много разных «побрякушек», которые по-прежнему находят на местах «каров», где они проживали. Эти предметы сейчас относят к пермскому звериному стилю. Фигурки называют чудскими как в народе, так и в исследовательских кругах. Чаще их находят на чудских могильниках. 

«АиФ-Прикамье»: – Какой из этих символов - пермского звериного стиля – наиболее близок вам и почему?

А.И.: – Образ птицы, который «выпирает» из меня во многих моих стихах. 

Таинство рождения этноса

«АиФ-Прикамье»: – Что же за народ чудь, по вашей версии? И как он связан с коми-пермяками и другими их финно-угорскими собратьями, к примеру, с удмуртами?

А.И.: – Есть версия о том, что чудь - предки коми, но всё-таки чаще указывается, что это совсем другой народ, не коми и не русские. 

«АиФ-Прикамье»: – Как же трактовать это разногласие?

А.И.: – Считаю, тут и следует искать разгадку таинства зарождения нового этноса. Это лежит почти на поверхности: папа и мама коми народа - чудь и непосредственно коми, пришедшие из других мест. Кстати, слово «коми» учёные переводят с индоевропейских языков как «человек» или «люди» (сравним латинское «хомо» - человек, персидское «коумият» - народ, национальность). Значит, могло быть так: жил-был «чучской народ», к нему пришли другие «люди», и образовался новый этнос - коми. Неслучайно этноним «коми» появляется в письменных источниках довольно поздно, в ХVIII в. Несомненно, один из родителей был финно-угром. Учитывая наличие таких топонимов, как Меряки, Маскали, Москвино, Истер (в Подмосковье протекает река Истра), можно предположить, что это были меря, пришедшие из Подмосковья. Однако лингвисты приводят и топонимы вепсского происхождения (Весляна, Вишера), а значит пришельцы могли представлять собой неоднородные финноязычные этнические группы.     

О чём рассказал санскрит

«АиФ-Прикамье»: – В своих исследованиях вы нашли множество связей санскрита и коми-пермяцкого языка. Почему санскриту вы уделяете такое большое внимание?

А.И.: – Потому что именно санскрит - это разгадка тайны: существовал ли у человечества единый праязык? Санскрит по времени своего существования находится ближе других к праязыку (Веды создавались 3-4 тыс. лет тому назад) и по этой причине может рассказать о нём несколько больше, чем современные языки. Например, санскрит имел огромное количество многозначных слов, которые распределились по разным языкам мира. Возьмём для примера слово «пара». Оно означает и «вперёд», и «назад», и «более ранний», и «более поздний», а также «худший», «низкий», «конец» и «вершина». Самое любопытное в том, что противоположные значения этого слова распределились по разным языкам: в славянских языках это слова «перед», «первый», в финно-угорских - слова в значении «назад, задний, последний» (финское «perä» - зад, задняя сторона, коми «бöр» - назад, зад, задняя сторона), в германских языках в значении «гора, вершина» (немецкое и голландское «berg», датское «bjerg»), в семитских языках в значении «низ» (ивритское «бор» - яма). Это один из ключей, которые даёт санскрит.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах