Где-то в московской постановке «Чайки» у Райхельгауза, стареющий доктор Дорн сказал, что Фауст выбрал единственный возможный фант – молодость. У Сокурова Фауст и так вполне себе не стар. Он с упоением роется в кишках у какого-то трупа, пытаясь найти вместилище человеческой души. При этом очевидно, что процесс этот доведен у доктора до автоматизма. Копаясь голыми руками во чреве какого-то бродяги, он не прочь перекусить. И на момент повествования не претендует на престол Всевышнего. Пока он, кажется, пытается найти Бога в человеке. От Гёте здесь, пожалуй, остались только герои и легкий налёт истории Генриха Фауста и Гретхен. Остальное в создание фильма привнес каждый из нас. Ибо в каждом из нас живёт Фауст.
Афиша фильма
Как и мы, доктор пытается выжить. В городе его царит нищета и голод, здесь человеческая жизнь – тяжелая лямка и единственный выход сбросить её – умереть поскорее. Да и после смерти – кому ты нужен, если катафалку не уступит места повозка со свиньями? Ум Фауста нетрезв, он не может понять – любит он человека или нет? Он не ищет Бога в себе, он выше этого, он учёный. Он ищет Бога в человеке, ибо гордыня его велика и безмерна.
Фауст не способен воспользоваться тем даром, что дан ему. У Сокурова этот дар символичен - философский камень. Откуда он взялся у доктора – неясно. Но образ этот напоминает нам лишний раз о том, что дарами, данными нам от рождения, мы не пользуемся. Не умеем ценить того, что имеем, касается ли это денег или любви. Фауст своими руками отдаёт камень, дар, Ростовщику. Ну а кто есть Ростовщик – угадать нетрудно. Отказавшись от традиционного «оперного» и прямо-таки напомаженного весельчака-Мефистофеля, Сокуров явил миру нечто иное, совершенно омерзительное. Да и демоном-искусителем Ростовщика в этом нищем городе никто не считает… Торговец людскими пороками, урод уродом, чьё тело напоминает квашню, сбежавшую от нерасторопной хозяйки. Он хранит в своей старой кладовой, где бегают мыши и пахнет ветошью, золотые побрякушки. И не он ведёт Фауста по этому миру, Ростовщик просто следует за доктором. Как тень.
И собственно говоря, не Ростовщик толкает Фауста к Гретхен. Кстати, интересно – почему те, кто брался за трактовку Гёте, в той или иной степени, останавливались лишь на первой части произведения? Ну, это к слову.
Фауст сам захотел власти, встал на место не Бога, но Мефистофеля. И дело не в том, что гордыня – смертный грех, что толку проповедовать вечные истины. Наказание нагрянет не после смерти, а задолго до неё, наверное, где-то при жизни. Как это было с Гитлером и Лениным, о которых Сокуров говорил в своих предыдущих работах. В каждом известном диктаторе истории живет Фауст. И кто сказал, что тиран, стоящий у власти, – великий человек? Разве в принесении жертвы на алтарь собственных амбиций заключается величие?
Привычка и профессия – это особо не грех. Но забитый в их рамки человек, так или иначе, попадёт в Ад и встретит там своего доктора Фауста. Как встретил его там Валентин, убиенный брат Маргариты. И валяясь на коленях, умолял Фауста «владеть им». Потому что, кроме как убивать, этот солдат был ни на что не способен.
Фильм страшный. Критики говорят, что он полностью меняет сознание хоть раз его посмотревшего. В чём-то они правы.
P.S. Параллели с Гитлером не являются пропагандой фашизма.
* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.