Есть идея!
Впервые театральный фестиваль «Тайны горы Крестовой» прошёл в Губахе летом 2012 г. Тогда на него съехались театральные коллективы из городов Европы и России. Затем несколько лет подряд Пермский театр оперы и балета показывал здесь «Балеты на закате». В 2014 г. гору Крестовую открыл для себя пермский «Театр-Театр», который сначала представил концертную программу, а в 2015 г. - мюзикл «Алые паруса».
– После прошлогодних «Алых парусов» казалось, что уже ничего лучше не придумать. И было от этого немного грустно, - вспоминает Армен ГАРСЛЯН, депутат краевого ЗС, председатель совета директоров ОАО «Метафракс». - Но, к счастью, родилась идея пригласить московский театр Алексея Рыбникова, одного из самых знаменитых российских композиторов. Спектакль «Юнона» и «Авось» стал продолжением темы любви и добра.
Однако мэтр не сразу согласился привезти спектакль в провинциальный город, да ещё играть его на природе. Любови ЗАЙЦЕВОЙ, организатору и идейному вдохновителю фестиваля, пришлось самой лететь в Москву и встречаться с композитором. Под натиском эмоций Любови Фёдоровны он не устоял. Тем более что в 2009 г. премьера этого спектакля тоже проходила под открытым небом - во французском городе Лакосте, на фоне каменоломен.
Но волнения у москвичей всё же были.
– Наш театр музыкальный. И важен звук, - поясняет Александр РЫХЛОВ, главный режиссёр театра Алексея Рыбникова. - Перед спектаклем мы четыре часа настраивали звук, пытались сделать так, чтобы всем было слышно, чтобы мы могли донести до зрителей каждое слово Андрея Вознесенского, автора текста. Понятно, что студийного звучания здесь не добиться. Но всё, что можно, мы сделали. Кроме того, я волновался, как будем работать без задника, ведь солнце будет садиться прямо во время действия. Но в этом есть что-то, связанное с любовью.
Знаковое место
– Кстати, Крестовую выбрали для фестиваля неслучайно. 200 лет назад здесь нашли железную руду. В честь этого события воздвигли крест, - рассказывает Александр БОРИСОВ, глава Губахи. - Сначала крест был деревянный, потом поставили каменный. В советские времена его разрушили. И только пять лет назад мы установили новый деревянный. После этого, во-первых, травм стало меньше на горнолыжном комплексе, во-вторых, много планов и замыслов удалось воплотить. Думаю, Господь нам в этом помогает.
Гора Крестовая овеяна старинными легендами. Её камни по внешнему облику напоминают образы чудовищ, а кто-то увидел в них даже голову Сфинкса.
– Есть такое поверье в Губахе, что когда-то в давние времена люди поднимались на гору Крестовую, чтобы обрести силу, - рассказывает Любовь Зайцева. - Мы решили проверить, как это работает. Так появился фестиваль. Тем более что в городе нет площадки, которая вместила бы столько людей. Мы ведь здесь не только на закате работаем. На этом месте показывали спектакль «Благородные птицы» по пьесе современной шведской писательницы Христианы Свенссон, а в августе будут играть пьесу Астрид Линдгрен «Ронни - дочь разбойника». Конечно, на таких выступлениях бывает не так много зрителей, как на фестивале «на закате». Здесь у нас особое творческое единение с природой.
На этот раз на вершине горы собралось народу почти вдвое больше, чем в прошлом - около 15 тыс. человек. Это почти равно населению самой Губахи. Много гостей приехали из Перми и городов края, были и с детьми. Супруги Губайдуллины, например, даже взяли с собой детей 3,5 и 5,5 лет.
– Я родился в этом провинциальном городе, но живу в Перми. Мы с семьёй приезжаем сюда второй год подряд. Дети ещё мало что понимают, но чувствуют замечательную атмосферу праздника, - делится впечатлениями глава семьи. - Фестиваль нам очень нравится. Это просто чудо!
Кстати, билеты в ВИП-зону, где зрителям предоставляли складные стульчики, стоил 1 тыс. руб. Но все желающие попасть на представление могли добровольно внести по 100 руб. Это называют здесь «зелёным сбором», который пойдёт потом на уборку территории после фестиваля. Для сравнения: билеты на этот спектакль в стенах самого театра стоят от 2 до 10 тыс. руб. Так что зрители понимали, какой шанс им выпал в жизни.
– Такое количество зрителей впечатляет. Это культурологический шок. Чтобы всем было видно, что происходит на сцене, даже дополнительно установили большой экран, - говорит Александр Рыхлов.
- Приезжайте в Губаху и в другое время, - обращается Александр Борисов ко всем гостям со сцены. - Это столица пермского туризма. Зимой здесь можно покататься на горных лыжах. Летом побывать в карстовых пещерах, на сплавах на Широковское водохранилище. Вы получите позитивные эмоции и увезёте с собой только лучшие впечатления.
Россия живёт в малых городах
И вот на сцене всё готово к волшебству. Народ замер в нетерпении. На фоне заката начинается действие.
В основе постановки лежит реальная история. В 1806 г. русский путешественник граф Николай Резанов побывал в Калифорнии, где встретил юную Кончитту Аргуэльо, дочь коменданта Сан-Франциско. Кстати, роль графа Резанова исполнил участник первой телевизионной программы «Голос» Никита Поздняков. Возлюбленные обручились, но Резанов не мог без разрешения императора жениться на католичке. Из Калифорнии на шхунах «Юнона» и «Авось» он с командой отправился на Аляску, а затем по суше - в Санкт-Петербург. По дороге граф серьёзно заболел и вскоре умер. Кончитта ещё долго ждала своего возлюбленного, не веря слухам о его смерти. Лишь тридцать лет спустя она узнала обстоятельства его гибели и тогда приняла монашеский постриг.
История трагической любви задевает за живое. Она понятна каждому. Недаром рок-опера за 35 лет своего существования остаётся в числе самых востребованных.
– Аллилуйя любви! Аллилуйя любви! Аллилуйя! - звучит молитвенное заклинание со сцены.
На последних аккордах спектакля зрители поднимают вверх включённые телефоны и покачивают ими в такт музыке. Ночь уже спустилась на гору, и тысячи «светлячков» окружают сцену. Это ещё больше подчёркивает волшебство действия. Зрители долго не отпускают артистов. В знак благодарности они подносят им букет иван-чая, собранный тут же на поляне. Артисты снова и снова выходят на поклон. Хоть многочисленные тучи, то и дело затягивающие небо над горой, и не пролились дождём, после захода солнца чувствуется, как северный ветер пробирает до костей. Но разгорячённые впечатлениями, зрители, похоже, этого и не ощущают.
Заканчивается праздник грандиозным салютом.
– Главная цель фестиваля - показать людям, что в стране есть небольшие города, о которых мало кто знает, - говорит Армен Гарслян. - Но они успешно развиваются. Наш проект ещё раз подтверждает, что Россия живёт в малых городах. Сегодня мы можем говорить, что ландшафтный фестиваль на горе Крестовой стал нашим брендом. Такие события привлекают к нам партнёров, с помощью которых мы благоустраиваем город, ремонтируем дороги, улучшаем жизнь наших горожан. Подобные культурные проекты выводят нас на другой уровень, сближают с центром Прикамья, пробуждают в местных жителях творческий потенциал.