Примерное время чтения: 12 минут
533

Фонтаны огня и поздравление от Васильева. В Перми завершился «Арабеск-2024»

Лаура Васконселос и Педро Сеара (Бразилия), обладатели Приза Екатерины Максимовой и Владимира Васильева «Лучшему дуэту конкурса».
Лаура Васконселос и Педро Сеара (Бразилия), обладатели Приза Екатерины Максимовой и Владимира Васильева «Лучшему дуэту конкурса». / Андрей Чунтомов / Пермский театр оперы и балета

Гала-концертом лауреатов 27 апреля в Перми завершился XVIII Открытый российский конкурс артистов балета «Арабеск» им. Екатерины Максимовой. Подробности – в материале сайта perm.aif.ru.

Одна премия на двоих

Десять дней, пока на улице то дождь шёл со снегом, то светило почти летнее солнце, в Пермском оперном с утра до вечера звучали Чайковский, Минкус, Адан. Дрожал воздух над сценой, переплетаемый прыжками, фуэте и заносками. Накалялись страсти, рушились чьи-то надежды, рождались сюрпризы.

На торжественном закрытии «Арабеска» самые яркие мгновения конкурса вновь предстали взору зрителей – в коротком фильме про то, «как это было». Ну а итогом того, как «было» переплавилось в «стало», явилось награждение победителей медалями, премиями и специальными призами.

Главная награда – Гран-при, который с 2012 года носит имя Екатерины Максимовой, опять остался почивать в сейфе. За более чем тридцатилетнюю историю конкурса его вручали лишь трижды: в 1992 году Гран-при получил японец Морихиро Ивата, в 2010-м – Джун Ён Дже из Кореи, в 2012-м – его соотечественник Кимин Ким.

Получается, чуда на «Арабеске-2024» не произошло? Это как посмотреть. Ярчайшей звезды, чтобы «ах!» - и главный приз ей и только ей, нынче действительно не было. Однако общий уровень участников оказался довольно высоким. Неслучайно жюри, не в силах определить во многих номинациях безусловного фаворита, вынуждено было делить премию между двумя танцовщиками.

Так, в старшей группе (участники в возрасте от 18 до 25 лет) вторую женскую премию разделили между Разилей Мурзаковой из Уфы и Лаурой Васконселос из Бразилии, а третью – между Анастасией Купцовой (Уфа) и Миу Сибагаки (Япония). Третью мужскую премию поделили между Педро Сеара (Бразилия) и Алексеем Помыткиным (Москва).

Разиля Мурзакова (Уфа), лауреат второй премии среди женщин.
Разиля Мурзакова (Уфа), лауреат второй премии среди женщин. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

Довольствоваться половинками премий пришлось и некоторым участникам младшей группы (их возраст от 13 до 17 лет). Пермячка Елизавета Семичева получила вторую премию на пару с Адеми Жанабил из Казахстана, а Ева Прокопец (Пермь) разделила третью с Энхжин Лхагвапурэв из Монголии. У юношей третью премию поделили между Аюшем Булчуном (Улан-Удэ) и Алиханом Аубакиром (Казахстан).

А вот обладатели первых премий и золотых медалей в обеих группах – единоличные. Их победа, по мнению строгого жюри, безоговорочна, и это радует. Особенно приятно, что лауреатом первой премии в младшей группе стала ещё одна пермячка - 16-летняя студентка Пермского хореографического училища Юлия Манджиева.

Юлия Манджиева (Пермь), лауреат первой премии среди девушек.
Юлия Манджиева (Пермь), лауреат первой премии среди девушек. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

Среди юношей победу одержал Анар Уен из Монголии. А в старшей группе победили петербурженка Светлана Савельева и Размик Марукян из Армении.

Светлана Савельева (Санкт-Петербург), лауреат первой женской премии и премии жюри прессы.
Светлана Савельева (Санкт-Петербург), лауреат первой женской премии и премии жюри прессы. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

От Жизели до Моцарта в Казани

Для выступления на гала-концерте танцовщики выбрали наиболее выигрышные из своих номеров, показанных на конкурсных турах. В основном танцевали классику. Японка Кира Хосикава, ставшая дипломанткой «Арабеска» и получившая Приз Георгия Зорича «За чистоту техники и артистичность исполнения», буквально взорвала зал даже крошечной вариацией Эсмеральды. Неукротимым, страстным Рабом из «Корсара» был один из любимцев пермской публики Алексей Помыткин. Высокими благородными прыжками в вариации Альберта из второго акта «Жизели» покорял Размик Марукян.

Размик Марукян (Армения), лауреат первой мужской премии и премии жюри прессы.
Размик Марукян (Армения), лауреат первой мужской премии и премии жюри прессы. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

Светлана Савельева, тоже успевшая стать любимицей, свежо и лирично исполнила вариацию Повелительницы дриад из «Дон Кихота». Кстати, после показа этого номера на конкурсе член жюри прессы, балетный и театральный критик Елена Федоренко написала в своём обзоре: «Питер подарил нам чудо – юную Светлану Савельеву. Впору пророчить ей настоящую балеринскую судьбу».

При этом Светлана стала лауреатом и в конкурсе современной хореографии, который проходит на «Арабеске» в рамках основного конкурса. Среди исполнителей она взяла там третью премию на пару с Юлией Манджиевой. Вторую исполнительскую премию разделили между Лаурой Васконселос и Педро Сеара. Первую вручили Анару Уену – за исполненме номера «Пианист» в хореографии Пурэва Энхтогтоха.

Анар Уен (Монголия), лауреат первой премии среди юношей.
Анар Уен (Монголия), лауреат первой премии среди юношей. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

Именно с этой миниатюрой, захватывающей пластической и эмоциональной мощью, он выступал на гала, вызвав настоящий шквал оваций. Кроме него современные номера на концерте показали Александра Козлова («Явь Я»), Разиля Мурзакова («Если бы Моцарт жил в Казани») и Анастасия Купцова с Расилем Сагитовым («Номофобия»). «Явь Я» поставила красноярский хореограф Олеся Алдонина, автор двух других номеров – хореограф из Уфы Ринат Абушахманов. За эти постановки Алдонина и Абушахманов получили на конкурсе «современщиков» первую премию ((опять же одну на двоих) среди балетмейстеров.

Самой выразительной, судя по реакции зала, оказалась «Номофобия». Слово это, если что, означает страх остаться без мобильного телефона. Актульная сегодня проблема! А при остроумной режиссуре, изобретательной хореографии и прекрасном исполнении получился просто шедевр, где юмор и танец «в одном флаконе».

Премия за служение искусству

Помимо основных призов на «Арабеске» традиционно вручаются и специальные призы. В этом году лучшим дуэтом конкурса (Приз Екатерины Максимовой и Владимира Васильева) стали темпераментные бразильцы Лаура Васконселос и Педро Сеара. Приза им. Галины Улановой «За одухотворённость танца» удостоилась студентка Красноярского хореографического колледжа Александра Козлова. Она же получила Приз зрительских симпатий и Приз за видеогеничность.

Приз им. Натальи Дудинской «За верность традициям русской балетной школы», учреждённый дуэтом Маргариты Кулик и Владимира Кима, вручили Линн Сух Им из Республики Кореи. «Надеждой Россиии» (Приз Дома Дягилева) признали Эмилию Зубаирову из Уфы.

Зрители тепло приветствовали всех награждённых. Но когда объявили, что премия Фонда Галины Улановой и президента этого фонда Владимира Васильева «Служение искусству танца» вручается Любови Кунаковой, аплодисменты усилились в разы. Внимание зала было приковано к экрану над сценой, на котором появился председатель жюри и бессменный художественный руководитель «Арабеска» Владимир Васильев, работавший на нынешнем конкурсе онлайн.

Гала-концертом лауреатов завершился «Арабеск-2024».
Гала-концертом лауреатов завершился «Арабеск-2024». Фото: Пермский театр оперы и балета/ Марина Дмитриева

«Фонд Галины Улановой учредил премию "Служение искусству танца", которой удостаиваются люди, посвятившие всю свою жизнь нашей нелёгкой профессии. Сегодня эту премию получает Любовь Алимпиевна Кунакова, замечательная балерина и педагог. Начало её творческой жизни было здесь, в Перми. Люба с блеском окончила Пермское хореографическое училище и была принята в театр, где перетанцевала огромное количество спектаклей. Я очень рад, Любочка, что именно ты получаешь эту премию. Желаю тебе долгой, счастливой творческой жизни и, конечно, здоровья. Поздравляю от всей души», – сказал Владимир Васильев.

Отметило Любовь Кунакову и жюри прессы. Председатель жюри, театральный критик Сергей Коробков, тоже бывший пермяк, вручил ей диплом за подготовку участницы конкурса Светланы Савельевой. А пока юные помощники замешкались с вынесением диплома, с удовольствием вспомнил, как ещё школьником смотрел в Пермском оперном «Коппелию», «Лебединое озеро», «Дон Кихот» и другие спектакли с участием «блистательной Любы Кунаковой».

Лауреат «Арабеска-2024» Светлана Савельева со своим педагогом Любовью Кунаковой и членом жюри прессы Александром Максовым.
Лауреат «Арабеска-2024» Светлана Савельева со своим педагогом Любовью Кунаковой и членом жюри прессы Александром Максовым. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Марина Дмитриева

Народная артистка России, педагог-репетитор, давно работающая в Мариинском театре, она стояла на маленькой, но такой родной сцене. Благодарила, улыбалась своей неповторимой улыбкой. И чуть не плакала от счастья. А партер и галёрка аплодировали, не жалея ладоней.

Этот момент был, наверное, самым трогательным в многоцветной и многозвучной палитре завершающего вечера «Арабеска-2024». Сравниться с ним могут разве что фонтаны огня, неожиданно вспыхнувшие на авансцене под занавес гала-концерта.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах