Гала-концертом лауреатов 29 апреля, в Международный день танца, в Перми завершился XVII Открытый российский конкурс артистов балета «Арабеск» им. Екатерины Максимовой.
Пермь рулит!
Гран-при «Арабеска», вручавшийся за более чем тридцатилетнюю историю конкурса лишь трижды (в 1992 году его получил японец Морихиро Ивата, в 2010 году – Джун Ён Дже из Кореи, в 2012 году – ещё один кореец Кимин Ким), опять остался почивать в сейфе. Но настоящими триумфаторами нынешнего конкурса стали пермские танцовщики Валерия Кузнецова и Георгий Еналдиев. С первого тура они выглядели явными лидерами на фоне других участников.
Шесть лет назад Еналдиев, будучи тогда студентом Пермского хореографического училища, уже становился дипломантом «Арабеска». Сейчас он солист балетной труппы Пермского оперного. И у него заслуженная первая премия среди мужчин в старшей группе. Мощными прыжками, шквалом эмоций (чего стоила только вариация Армена из балета «Гаяне» во втором туре!), точной графикой танца Георгий покорил сердца членов жюри.
А 17-летняя Лера Кузнецова их буквально растопила. Студентка II курса ПГХУ продемонстрировала не только безусловную одарённость и прекрасную балетную выучку, но и музыкальность, женственность, артистизм. И выиграла первую женскую премию в младшей группе, став главным открытием конкурса.
«Погоня за техникой медленно, но верно убивает танец. Что в столичных, что во внестоличных театрах. Но есть счастливые исключения. Одно из них – юная пермячка Валерия Кузнецова. Её Одетта из «Лебединого озера» – заявка на большое балеринское будущее», - написала по окончании третьего тура член жюри прессы, театровед и балетный критик Виолета Майниеце.
Кстати, и премию жюри прессы, которую вручают помимо премий основного жюри, нынче поделили между Георгием Еналдиевым и Валерией Кузнецовой. Валерии вручили также специальный приз зрительских симпатий и приз Дома Дягилева «Надежда России».
Где лучший дуэт?
Лауреатами «Арабеска-2022» в основном конкурсе стали ещё четверо пермских танцовщиков. В младшей группе вторую премию получила Дарья Чугунова, а «половинку» третьей – Диана Товтын, разделив её с Ангелиной Карамышевой из Санкт-Петербурга.
В старшей группе вторую мужскую премию жюри поделило между артистом Пермского театра оперы и балета Олегом Мангадаевым и Клеманом Гийомом из Франции. Кроме того, «половинка» третьей женской премии — у студентки III курса ПГХУ Вероники Стерховой (вторая её часть - у Алисы Алексеевой из Уфы).
Отлично показала себя на нашем конкурсе москвичка Алеся Лазарева из Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва. Она была одинаково хороша в вариациях и страстной Эсмеральды, и принцессы Авроры, и царственной Гамзатти. Не случайно именно ей досталась безоговорочная победа в старшей группе. А плюсом к лауреатской награде ещё и приз им. Галины Улановой «За одухотворённость танца».
Запомнились своими выступлениями также солист Красноярского театра оперы и балета Георгий Болсуновский (третья премия в старшей группе), представители Якутии Алисия Пак (приз Московского общества любителей балета «Сильфида») и Иван Одинцов (вторя премия в младшей группе), москвичка Ульяна Васильченко (приз Георгия Зорича «За чистоту техники и артистичность исполнения»).
Жаль, что невручённым в этом году остался приз Екатерины Максимовой – Владимира Васильева «Лучшему дуэту конкурса». Хорошие дуэты среди конкурсантов были. Но не было, по словам худрука и председателя жюри «Арабеска» Владимира Васильева, такой пары, которая бы «дышала одним дыханием».
Все пути сходятся
На конкурсе современной хореографии, традиционно проходящем в рамках «Арабеска», первую премию балетмейстеру жюри решило нынче не присуждать. Вторую получила Лилия Симонова (Москва) за постановку номера «Маргарита» по мотивам романа «Дама с камелиями». Ну а третья премия опять оказалась поделённой – между москвичкой Елизаветой Мазуркевич (номер Mielikki) и пермячкой Ксенией Малининой (номер «При тусклом свете»).
Среди исполнителей, отмеченных жюри, - только пермяки. Лауреатом первой премии и тут стала Валерия Кузнецова. Хрупкая, почти бестелесная, она поразила в миниатюре «На вершине все пути сходятся» (хореограф - Юлия Репицына) красотой линий и невероятной одухотворённостью. Её партнёр в дуэте Олег Мангадаев за исполнение этого номера удостоен третьей премии. Вторую разделили между собой Георгий Еналдиев и Генрих Райник. Еналдиев превосходно исполнил номер «Попутчик», а Райник до комка в горле заставил сострадать герою его «Септаккорда», иступлённо ищущему то ли нужное решение, то ли ускользающую мысль.
Хореограф-постановщик обеих миниатюр - Алексей Расторгуев, удостоенный специального приза жюри «За вклад в развитие современной хореографии на конкурсе «Арабеск».