Примерное время чтения: 7 минут
863

«Полный зал меня не удивил». Марианна Рыжкина – о конкурсе «Арабеск»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ-Прикамье 11/05/2022
Главное открытие «Арабеска-2022» – 17-летняя пермячка Валерия Кузнецова.
Главное открытие «Арабеска-2022» – 17-летняя пермячка Валерия Кузнецова. / Никита Чунтумов / Пермский театр оперы и балета

Конкурс артистов балета имени Екатерины Максимовой «Арабеск-2022» уже стал историей. Перед гала-концертом член жюри конкурса, заслуженная артистка России Марианна Рыжкина рассказала о главном открытии нынешнего «Арабеска», спорах между членами жюри и своих репетициях под руководством великой Максимовой.

В ней настоящее зерно

Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Марианна, какими словами вы описали бы завершившийся балетный марафон длиной в одиннадцать дней?

Марианна Рыжкина: Надеюсь, что для участников марафона это было замечательное время. Несмотря на стресс и какие-то неудачи, всё равно замечательное. А для меня лично «Арабеск» – это радость общения с близкими по духу людьми, с которыми редко сейчас встречаемся. Прежде всего – с Владимиром Викторовичем Васильевым.

– Число участников конкурса по понятным причинам оказалось нынче значительно меньше числа подавших заявки. На ваш взгляд, это сказалось на его уровне?

– Я же не знаю, кто должен был приехать и как бы они выступили. Конкурс – это всегда нервы. Не каждый умеет справляться с ними. Так что любая конкурсная история непредсказуема. Жаль, что очень мало в этом году было москвичей. Но тут, думаю, причина во времени проведения «Арабеска». Хорошо бы немного сдвинуть его к началу апреля. А то сразу после конкурса ребятам предстоят госэкзамены – везде успеть сложно.

– Огромный успех танцовшиков из Перми на «Арабеске-2022» не случаен, по-вашему?

– Нет, конечно. Даже количественно пермяков было больше. Плюс преимущества пермской балетной школы. Некоторых пермских участников я приметила ещё на предыдущем конкурсе. Поэтому сегодня рада за них вдвойне: проявили себя прекрасно. Но фамилии называть не буду. Пусть это останется тайной.

– А назвать главное открытие нынешнего конкурса можете?

– С удовольствием: Валерия Кузнецова. Эта девочка из Пермского хореографического училища покорила всех своей природной красотой и редкими данными. У неё есть всё, что нужно: утончённость, подъём, вращение, прыжок. В нашей профессии природные данные играют большую роль. Но сколько мы знаем случаев, когда из одарённых природой детей не вырастают настоящие артисты. Работая только на своих данных, не развиваясь постоянно, они не переходят на другой уровень. И хочется пожелать, чтобы Лера смогла развить в себе артистическую личность. Мне кажется, в ней заложено настоящее зерно.

Кстати, в Большом театре у нас танцует девочка такого же плана: Ева Сергеенкова. Было бы интересно увидеть их как-нибудь в одном концерте.

О чём спор?

– Конкурс современной хореографии, проходящий в рамках «Арабеска», был вам менее интересен, чем основной конкурс?

– Нет, я очень люблю современную хореографию. И сама много раз  участвовала в постановках классиков мирового современного искусства. Поэтому приветствую каждое новое открытие в этом плане. Другое дело, что современному танцу зачастую не хватает истории, заложенной внутри него. А хочется, чтобы это была не просто техника, не просто элементы, соединённые в комбинацию. Или история есть, и даже интересная. Но рассказывается она скудным пластическим языком.

– Члены жюри расходились в оценках конкурсантов, спорили между собой?

– Естественно, споры были. Для чего нужно современное искусство? Оно должно учить и куда-то вести или должно просто вызывать эмоции у зрителя, эпатировать его? Дебаты на эту тему случались в жюри часто. И это тоже интересно. Ну и, разумеется, профессиональный уровень, которым должен обладать артист, исполняющий современную хореографию.

– Соблазн протянуть москвичей у вас не возникал?

– Слава богу, такого соблазна не было. Надо чётко понимать, что тебе интереснее: яркость исполнения или суть номера? Мне, безусловно, суть. А уже плюсом к содержанию – форма, то есть пластический язык, выразительные средства. Что же касается артистов, то всегда радостно за лучших. Неважно, из какого они города и театра.

– Ваши ученики выступали когда-нибудь на «Арабеске»?

– Пока нет. Но всё впереди.

Найти своего партнёра

– К сожалению, и Гран-при, и приз Екатерины Максимовой и Владимира Васильева «Лучшему дуэту конкурса» не нашли нынче своих обладателей.

– Чтобы их получить, нужно быть на голову сильнее остальных. Нужно чем-то поразить. Конечно, эталон дуэта в балете – это Максимова и Васильев. Хотелось бы видеть у других пар такой же контакт, такое же партнёрство и счастье на сцене, когда люди вдвоём, какое было у этой незабываемой пары.

– Найти своего партнёра в театре, наверное, вообще большая редкость?

– Да. Если иметь в виду не просто того, с кем ты танцуешь чаще других, а того, с кем складывается полное взаимопонимание. В моём поколении под определённое амплуа подбирали определённых партнёров. И я работала со многими замечательными артистами. Но такого взаимопонимания, о котором мы говорим, не случилось. Разумеется, счастьем для меня было бы танцевать с мужем (Борис Ефимов, солист балета Большого театра, последний партнёр Майи Плисецкой. – Ред.). Но когда я пришла в театр, он уже заканчивал свою карьеру. В Большом мы станцевали с ним всего один раз.

– Вашим педагогом в театре была Екатерина Максимова. Расскажите об этом, пожалуйста.

– Под руководством Екатерины Сергеевны я репетировала больше десяти лет. В тот период были созданы главные мои партии в «Лебедином озере», «Жизели», «Спартаке», «Анюте» и других балетах. Это большая, очень яркая часть моей жизни. Екатерина Сергеевна была для меня и учителем, и другом, и наставником. Она многое мне в жизни передала. И то, что «Арабеск» носит сейчас её имя, радует и ко многому обязывает.

– Когда Екатерина Максимова возглавляла жюри «Арабеска», она не раз удивлялась, что зал Пермского оперного полон даже на утренних показах.

– А мне кажется это естественным. Пермь – балетный город с давними традициями. Здесь и прекрасное хореографическое училище (к слову, в средних классах МАХУ я училась у Галины Константиновны Кузнецовой – ведущего педагога пермской школы, переехавшей затем в Москву), и известная труппа Евгения Панфилова. Поэтому любовь пермяков к балету объяснима. Думаю, будь театр в Перми больше – он тоже был бы заполнен во время «Арабеска».

Досье
Марианна Рыжкина. Родилась в 1971 г. в Москве. Окончила Московское хореографическое училище (класс Елены Рябинкиной) и балетмейстерское отделение Московской академии хореографии. Прима-балерина Большого театра (1989-2017). Заслуженная артистка России (2002), хореограф, педагог. Главный балетмейстер театра оперы и балета Республики Коми (2018-2020).

Кстати

Итоги XVII Открытого российского конкурса артистов балета «Арабеск» им. Екатерины Максимовой

Гран-при не присуждается.

Младшая группа.
Девушки. Первая премия – Валерия Кузнецова (Пермь). Вторая премия – Дарья Чугунова (Пермь). Третья премия – Ангелина Карамышева (Санкт-Петербург) и Диана Товтын (Пермь).
Юноши. Первая премия не присуждается. Вторая премия – Иван Одинцов (Якутск). Третья премия не присуждается.

Старшая группа.
Девушки. Первая премия – Алеся Лазарева (Москва). Вторая премия – Михиро Мория (Япония) и Разиля Мурзакова (Уфа). Третья премия – Алиса Алексеева (Уфа) и Вероника Стерхова (Пермь).
Юноши. Первая премия – Георгий Еналдиев (Пермь). Вторая премия – Олег Мангадаев (Пермь) и Клеман Гийом (Франция). Третья премия – Георгий Болсуновский (Красноярск).

Приз Екатерины Максимовой и Владимира Васильева «Лучшему дуэту конкурса» не присуждается.

Приз им. Галины Улановой «За одухотворённость танца» – Алеся Лазарева (Москва).

Приз Георгия Зорича «За чистоту техники и артистичность исполнения» – Ульяна Васильченко (Москва).

Приз им. Натальи Дудинской «За верность традициям русской балетной школы», учреждённый Маргаритой Кулик и Владимиром Кимом, – Вероника Стерхова (Пермь) и Алдар Болтанов (Улан-Удэ).

Приз Дома Дягилева «Надежда России» – Валерия Кузнецова (Пермь).

Премия жюри прессы – Валерия Кузнецова (Пермь) и Георгий Еналдиев (Пермь).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах