23 сентября в Перми подвели итоги XXI Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана». В течение недели зрители увидели онлайн и офлайн 158 фильмов из 15 стран. А также могли участвовать в мастер-классах Flahertiana Workshop, индустриальной программе «Флаэртиана-Форум» и проекте «ВУЗ-Флаэртиана».
Главное – идея
Вручение наград МКФ «Флаэртиана-2021» состоялось в Культурном пространстве «Часовой завод». Начавшись с минуты молчания в память о погибших при вооружённом нападении на ПГНИУ, церемония потекла дальше по привычному руслу. Уже традиционно призы вручались в трёх конкурсных программах: международном конкурсе, национальном конкурсе «Российская Флаэртиана» и студенческом смотре.
Гран-при фестиваля - «Большой Золотой Нанук» получил фильм «Ксёндз Бонецкий» польского режиссёра Александры Поточек. Герой её ленты – 85-летний священник. В его неспешных буднях, состоящих из командировок и встреч с самыми разными людьми, главное для Бонецкого – человек. Поэтому он всегда находит время и для содержательной беседы, и для ироничного комментария, и для полных тревоги разговоров о вере и современной церкви. Его главный страх — попасть в список самоубийцы, в котором тот перечислил всех, к кому обращался в своей жизни за помощью, но так и не получил её.
Перед тем как озвучить имя победителя, председатель международного жюри, классик документального кино Ежи Сладковский (он присутствовал на церемонии в формате онлайн) пояснил, почему выбор оказался именно таким:
«Как правило, режиссёры ищут выдающиеся истории. Конечно, история важна, но не она делает фильм уникальным. Уникальным его делает идея. А в фильме о ксёндзе - выдающиеся, уникальные, актуальные идеи: я не верю в Бога, который только и ждёт, чтобы подловить тебя на грехе; в Бога, который упивается страданиями; в Бога осуждающего, и т.д.»
Двух «Серебряных Нануков» удостоились на нынешнем фестивале фильмы «Человек, который искал сына» (реж. Дельфина Деложе и Стефан Корреа, Франция) и «Ужасные дети» (реж. Ахмет Недждет Чупур, Франция-Турция-Германия). Кроме того, «Ужасные дети» - картина о брате с сестрой из Турции, пытающихся вырваться из оков патриархального мира, - взяла ещё приз зрительских симпатий.
И платье пригодилпсь!
О том, что на фестивале в этом году было много сильных, достойных лент, говорили на церемонии закрытия и президент «Флаэртианы» Павел Печёнкин, и члены жюри, и сами участники.
«Отличная программа! Как минимум четырём фильмам я бы дал главный приз в национальном конкурсе. Спасибо большое, что вы дали его мне, - сказал, обращаясь к жюри «Российской Флаэртианы», российско-израильский режиссёр Ефим Грабой. – Хотя дело даже не в призах. А в том, что мой фильм «Война Раи Синициной», который стал для меня историей не только о войне и потерях, но и о любви, о глубокой духовной связи, кому-то нужен. Значит, всё было сделано правильно».
Наверное, правильно сделали и члены жюри, решив нынче в каком-то смысле сломать структуру «Флаэртианы». Впервые за всю историю фестиваля в национальном конкурсе вручили не одного, а сразу двух «Малых Золотых Нануков»! Вторая статуэтка досталась Валерии Гай Германике (Россия) за очень личный фильм «Папа». Она приветствовала собравшихся с экрана, поскольку вновь находится сейчас на съёмочной площадке. Была счастлива, говорила, что скучает по фестивалям документального кино, и признавалась, что творит, вдохновляясь эмоциями зрителей от её проектов.
Ну а приз за лучший фильм студенческого конкурса получила картина «Дарина в Зазеркалье» российского режиссёра Дарьи Агиенко. Дарина живёт на Сахалине. Ждёт любви и признания, а пока – безуспешно ищет работу. Родители считают, что их сорокалетняя дочь витает в облаках. Но она, не обращая внимания, раскрашивает будни собственым ощущением прекрасного и продолжает жить в созданном ею Зазеркалье.
«Кто-то может подумать, что я готовилась получать этот приз, специально надев сегодня платье, - пошутила Дарья Агиенко, поднявшись на сцену. – Нет. Просто нужно же было как-то оправдать его наличие в моём чемодане! Рада, что платье пригодилось. Но я, правда, не ожидала, что приз достанется мне. Спасибо!»
Таким был последний день «Флаэртианы-2021». С неприкрытыми эмоциями, откровениями, признанием. И с надеждой на новые фильмы – пронзительные, честные, снятые во флаэртиановском духе.