Балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в хореографии выдающегося британского балетмейстера Кеннета Макмиллана прошёл на сцене Пермского оперного в последний раз.
Что значит этот балет для Перми и возможно ли его возвращение на нашу сцену? Подробности – в материале perm.aif.ru.
Интеграция в мировой балет
«Самая печальная повесть на свете» имеет около сотни балетных интерпретаций. Две из них признаны каноническими — советского хореографа Леонида Лавровского и британского классика Кеннета Макмиллана. Причём решение создать собственную версию шекспировской трагедии на музыку Прокофьева возникло у молодого Макмиллана именно после того, как в 1956 году он увидел «русское балетное чудо». Тогда впервые выехавший на гастроли Большой театр показывал в Лондоне «Ромео и Джульетту» с великой Улановой в постановке Лавровского.
Сэр Кеннет Макмиллан перевернул представления о сюжетном балете. Он возвёл его до уровня психологического театра, не лишив хореографию изобретательности. В 1965 году на премьере в Королевском театре Ковент-Гарден на сцене блистали Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн. Публика вызывала их на поклон 43 раза, а аплодисменты гремели почти 40 минут.
В России этот шедевр, которым англичане гордятся не меньше, чем русские — «Лебединым озером», впервые представила труппа Пермского балета. Громкая премьера состоялась в 2013 году по инициативе и под музыкальным руководством Теодора Курентзиса. Художественный руководитель постановки – Алексей Мирошниченко. Перенос знаменитого спектакля на пермскую сцену осуществили балетмейстеры-постановщики Фонда Макмиллана Гари Харрис и Карл Бёрнетт.
«Эта хореография очень подходит для развития труппы, – объяснял руководитель Пермского балета Алексей Мирошниченко. – Ромео и Джульетта здесь живые люди, тогда как у Лавровского они слишком идеализированы. Хочется, чтобы наши артисты танцевали хороший современный хореографический текст, являющийся уже классикой XX века».
Мурашки по коже
Лицензия Фонда Макмиллана, полученная Пермским театром оперы и балета на пять лет, продлялась в 2018 году. Под руководством репетиторов Фонда английскую постановку тогда обновили. И вот нынче истёк второй пятилетний срок. Сейчас, по понятным причинам, продления лицензии больше не будет. А показывать спектакль без неё – это нарушение авторских прав.
Последние показы «Ромео и Джульетты» в Перми прошли 12 и 13 октября. Несмотря на цену билетов (в партере она доходила до 15 тысяч) зал оба дня был полон. Главные партии исполняли нынешние звёзды труппы: 12-го - Диана Куцбах и Кирилл Макурин, 13-го – Стефания Гаштарска и Георгий Еналдиев.
Судя по стоячим овациям, продолжавшимся после спектаклей по четверти часа, пермяки никак не хотели расставаться с веронскими влюблёнными. Восхищались и их танцем, и масштабностью действия, и звучанием оркестра под руководством Петра Белякина, и роскошными костюмами и декорациями.
Позже в соцсетях появились отклики: «Постановка очень красивая. Все артисты лёгкие, выразительные. Браво!», «Спектакль приблизили к веку Шекспира. Фехтование – на 100 баллов! Танец - фантастика! Всей труппе – низкий поклон», «Рада за наш город. Верю, что спектакль возродится в отечественной хореографии. Он нам нужен», «Мурашки по коже. Прекрасное исполнение. Шикарный балет. Жаль, что мы его больше не увидим».
А балетоманы со стажем до сих пор, кстати, вспоминают «Ромео и Джульетту» в постановке Николая Боярчикова, главного балетмейстера Пермского оперного в 70-е годы. И тоже вздыхают ностальгически. Так оригинальна, эксклюзивна была его авторская версия, полная возвышенных ассоциаций…Она шла в Перми более 35 лет.
Что касается какой-то новой постановки этой истории любви, которая сильнее смерти, то, по словам Алексея Мирошниченко, у театра пока нет планов ставить «Ромео и Джульетту».
Будем надеяться, что ключевое слово в его ответе – «пока».