В прошлом сезоне пермский театр «У Моста» впервые в своей истории сыграл 630 спектаклей. В этом году планы у первого мистического не менее амбициозные. О работе, масштабных гастролях и самых главных секретах храма Мельпомены в преддверии дня рождения театра «У Моста» сайту perm.aif.ru рассказал его основатель и художественный руководитель Сергей Федотов.
Раскрываем секреты
Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Сезон уже стартовал, какие новые постановки пермяки увидят после летнего перерыва?
Сергей Федотов: Пока мы отдыхали, зрители смели все билеты на наши премьеры. Это «Тевье-молочник» и «Любовь и голуби». Эти спектакли имеют грандиозный успех! Причём «Любовь и голуби» ставили шесть раз подряд, а «Тевье-молочник» — целых десять!
— В чем секрет?
— Во-первых, все мои постановки очень разные. «У Моста» в каждом спектакле открывает новую вселенную. У постановок очень сильная энергетика, это практически гипноз. Так играть умеют только артисты театра «У Моста». У меня своя особая система работы. Каждому спектаклю предшествует серьёзная подготовка. К примеру, для постановки пьес ирландского драматурга Мартина МакДонаха мы трижды выезжали в Ирландию. Проводили репетиции в Голуэе и Дублине. «Калеку с острова Инишман» репетировали прямо на острове Инишман. А когда показывали спектакль в Дублине, один ирландский театральный профессор сказал: «Это удивительно, но вы играете ирландцев лучше, чем ирландцы!» «У Моста» — единственный в мире театр, где поставлены все восемь пьес МакДонаха. И мы придумали единственный в мире посвящённый этому автору фестиваль. Его посетили театры 40 стран.
«”У Моста” в каждом спектакле открывает новую вселенную. У постановок очень сильная энергетика, это практически гипноз. Так играть умеют только артисты театра “У Моста”».
— Какое впечатление произвёл остров Инишман?
— Когда мы репетировали там, были просто потрясены, как на нём могут жить люди. Длина — всего 4 км. Там нет никакой растительности, одни только камни и редкие дома. Мы обошли весь остров, и за целый день не встретили ни одного человека. Вечером, наконец, нашли местный паб. Оказалось, все островитяне сидят там с утра и до ночи. Поездка на Инишман была очень познавательной и полезной. Мы познакомились с жителями, привезли оттуда настоящие костюмы и реквизит. Наверное, театр «У Моста» — единственный в мире, который выезжает в другие страны, где происходят события пьес. Грузинские спектакли мы репетировали в Тбилиси и Кутаиси. Привезли оттуда настоящие папахи, накидки и кинжалы. Для сбора материалов к спектаклю «Тевье-молочник» (классика еврейской литературы Шолом-Алейхема) я выезжал в Израиль. А репетировали мы в пермской синагоге. Для армянской постановки «Храбрый Назар» побывали в Ереване. Белорусскую «Камедыю» репетировали в Беларуси.
Кстати, ещё одна причина нашей популярности в том, что мы — классический театр. А это сейчас большая редкость. Все занимаются постмодернизмом, классику осовременивают, переносят время действие в наши дни. Другой секрет притягательности наших спектаклей в том, что мы занимаемся йогой и гипнозом, благодаря чему актёры умеют превращаться в людей других национальностей: грузин, армян, ирландцев, белорусов. Ходят слухи, что я экстрасенс: заряжаю позитивной энергией. Не буду с этим спорить.

— Все спектакли останутся в новом сезоне? Исчезнут ли из репертуара какие-то постановки?
— У нас в репертуаре очень много спектаклей. Некоторым уже по 36 лет (это «Вий», «Женитьба», «Зверь»)! «Мастер и Маргарита» и «Юнона и Авось» идут четверть века. Репертуар составляется с учётом поездок на фестивали и гастроли. Постановки могут идти с перерывами по году и даже больше. Но мы всегда продолжаем репетировать спектакли.
— 7 октября театр празднует 37 день рождения. В это время у вас масштабные гастроли...
— Да. На день рождения нам выпали гастроли в Москве. 7 октября мы играем в столице «Тевье-молочник». В тот же день в Москве на фестивале «Точка А» играет «Мачеху Саманишвили» мой актерский курс ПГИК. Опять обыкновенная мистика! Просто я работаю волшебником. Гастроли театра стартовали 27 сентября в Петербурге и будут продолжаться до 27 октября. Труппа побывает в шести городах России и Беларуси. Это Санкт-Петербург, Москва, Минск, Брест, Гродно и Пенза. В афише гастролей десять спектаклей разных жанров. Везём наш пермские характер и уникальный стиль в другие города.
— Гастроли продлятся целый месяц, не заскучает пермский зритель?
— Нет. Когда часть труппы выезжает, мы всегда продолжаем играть и в Перми. Никогда не останавливаем репертуар. У меня на спектакли — по три состава. Также актёры могут играть в одной постановке разные роли. Я работаю по уникальной системе Михаила Чехова.
«Когда часть труппы выезжает, мы всегда продолжаем играть и в Перми. Никогда не останавливаем репертуар. У меня на спектакли — по три состава. Также актёры могут играть в одной постановке разные роли».
Мистика во всём
— Театр «У Моста» часто называют единственным в мире мистическим театром. Как это проявляется?
— Мои любимые авторы Гоголь, Булгаков, Достоевский, Шекспир. В наших спектаклях есть фантастические образы, привидения, ведьмы, демоны... При этом мы никогда не шокируем зрителя, хотя сейчас очень модно демонстрировать на сцене что-то мрачное, негативное, депрессивное — в результате человек выходит из зала подавленным. Мой театр светлый, волшебный, он заряжает позитивной энергией чуда. В наших спектаклях всегда много мистики. Но мы её не придумываем сами, а находим в произведениях. Например, мы открыли много мистического в постановке «На дне». Многие помнят эту пьесу Горького по школьной программе и считают её ужасно скучной. Но наш спектакль динамичный, мощный, сродни гипнотическому сеансу. Зрители будто сами превращаются в обитателей горьковской ночлежки, забывают, что они в театре, и просто не замечают, как пролетают три часа.
— Мне казалось, что самый мистический — «Вий».
— Это действительно очень мистический спектакль. Он идёт уже 36 лет и постоянно сопровождается неожиданными событиями. В прошлом году мы играли его в полночь, я по традиции вышел к зрителям с приветственным словом. Как только сказал, что сейчас может произойти что-то чудесное, из-за кулис вылетела летучая мышь! Она скользнула над залом и скрылась за сценой. «Вот началась мистика! Видели мышь?» — спросил я зрителей. А они ответили, что нет. «Ну, раз не увидели, она вылетит ещё раз!», — сказал я. И действительно — мышь появилась вновь! По залу пошёл удивлённый гул. Я спрашиваю: «Успели сфотографировать? Если нет, то мышь вылетит в третий раз». Так и произошло! Она села на люстру, попозировала и улетела!

— Это была дрессированная мышь?
— Нет! Мы её в театре никогда не видели. Ни до этого, ни после. Хотя в постановках часто используем разных животных. Мы подружились с Пермским зоопарком и приглашаем их пернатых артистов на спектакли. В постановке «Любовь и голуби» у нас учувствуют белые голуби. Когда идут сцены про любовь, они начинают ворковать и создают невероятную атмосферу. Также в этом спектакле «играют» куры. Какая деревня без них? Однажды, что-то пошло не так и вместо кур нам привезли петуха. На репетиции он скромно сидел и помалкивал, а во время спектакля вышел прямо к зрителям и как начал кукарекать, мешая актёрам! Илья Бабошин (играет в спектакле Василия — Авт.) терпел-терпел, но потом не выдержал и решил прогнать его в загончик. А петух подскочил, прыгнул на него и как клюнет в палец! Пришлось Илье не по театральному заорать. Зрители были в восторге! Даже животные в театре «У Моста» попадают под гипноз и играют, как в жизни!
На старт!
— Существует какой-нибудь экспресс-тест, позволяющий понять, есть у человека задатки актёра или нет?
— Никаких экспресс-тестов не существует. Во время вступительных экзаменов очень сложно определить, получится из человека актёр или нет, потому что талант в первую очередь это — труд. Часто бывает, что ребята, показавшиеся нам яркими, через пару месяцев потухают, а серые мышки неожиданно расцветают.

— Посоветуйте, с чего начинать творческий путь?
— Если есть желание стать актёром, в первую очередь нужно попасть на сцену. Только так можно понять, твоё это или нет.
— У кого есть шанс попасть в театр «У Моста»?
— У нас артисты не работают, а служат. Для нас театр — в первую очередь храм, а во вторую — тяжёлый, напряженный труд. Мы часто прощаемся с артистами, которые пришли из других трупп, потому что они не умеют работать. Не умеют отдаваться актёрской профессии полностью, без остатка! Они не выдерживают нашего графика. В театре «У Моста» рабочий день начинается в 13.00, а заканчивается в 22.00. В один день может быть шесть спектаклей на разных сценах.
Полное интервью с художественным руководителем театра «У Моста» Сергеем Федотовым можно посмотреть в нашем видео.
Шутки, пробивающие безысходность. Прошла премьера спектакля «Тевье-молочник»
Привет, бонжур, хэллоу! «Бременские музыканты» открыли фестиваль в Губахе
На стыке промышленности и природы. Главные достопримечательности Губахи
Мама, я в телевизоре! Как начать карьеру в кино
«Зал в три раза больше». Как выглядит новое помещение театра «У Моста»