4522

Масштаб 1:36. Пермяк мастерит из дерева миниатюрные Bugatti и Ford

Сюжет Пермские кулибины
Дмитрий Овчинников / АиФ

Пермский «левша» Алексей Сафонов – единственный в мире мастер по изготовлению необычных деревянных моделей автомобилей. За его плечами – 14 четырехколесных легенд. Среди них есть такие марки, как Mercedes-Benz, Ford, Alfa Romeo, точь-в-точь похожие на оригиналы. Правда, размеры изделий совсем миниатюрные – с человеческую ладонь.

«На самом деле, это не так сложно, как кажется. Просто нужно терпение и усидчивость», – скромничает мужчина.

Пермский «левша» Алексей Сафонов – единственный в мире мастер по изготовлению необычных деревянных моделей автомобилей. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Мастер достает из ларца свое последнее творение – Bugatti «Royal Coupe Napoleon Type 41». Каждая дверца у машинки открывается, на стеклах движутся дворники, а двигатель работает по всем законам физики. Трудно поверить, что такую красоту можно сделать своими руками.

Деревянный автомат

Алексей увлекся микромоделированием еще в детстве. Бывало, после уроков из толстой ветки дерева он мог вырезать нож или какую-нибудь игрушку. В шестом классе озорной мальчуган умудрился «сточить» автомат Калашникова в натуральную величину с работающим деревянным затвором. Модель была настолько похожа на оригинал, что на улице хулигана остановили перепугавшиеся милиционеры.

На изготовление одного автомобиля уходит около года. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Спустя два года он решил делать машины. Первую маленькую модель «Ford T» изготовил в восьмом классе, чем вызвал восхищение учителей и товарищей. С этой работой он победил на творческой выставке. За это ему подарили грамоту и книгу с афоризмами Козьмы Пруткова. Награду Алексей хранит и по сей день.

Закончив Пермское художественно-графическое училище №4, он устроился работать преподавателем прикладного искусства, стал вести авиамодельный кружок, а позднее успел побывать в роли театрального художника. Однако постепенно Алексей вернулся к созданию деревянных моделей автомобилей.

Первую маленькую модель «Ford T» изготовил в восьмом классе, чем вызвал восхищение учителей и товарищей. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

«Сначала это было хобби, но со временем стало основным видом деятельности», – поясняет он.

Деревянных дел мастер

Мастерской Алексею служит небольшая комната в его собственной квартире. Купленной, кстати, на деньги с продажи одной из моделей. Справа стоит стол, на котором разложены инструменты для работы: микроскоп, различные ножи, стамески и скальпели. Слева – точильный станок и шкаф.

Справа стоит стол, на котором разложены инструменты для работы: микроскоп, различные ножи, стамески и скальпели. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

На изготовление одного автомобиля уходит около года. Первый этап и самый важный – прорисовка чертежей каждой детали и отдельных узлов. Чтобы изготавливать максимально точные копии оригинальных машин, мастер часто ездит на автовыставки, вручную обмеряет и фотографирует ретро-автомобили, общается с экспертами. Так, чертежи одной редкой машины ему прислал индийский коллекционер.

Затем Алексей Сафонов приступает к работе, тщательно вырезая каждую деталь. В его первой модели машины было порядка 600 элементов, в последней – уже больше двух с половиной тысяч. Масштаб моделей варьируется от 1:24 до 1:36.

В своей работе мастер принципиально не использует краску, а создает цветовую гамму с помощью разных сортов дерева: черного и красного, бука, палисандра, ореха, бамбука и многих других.

В своей работе мастер принципиально не использует краску, а создает цветовую гамму с помощью разных сортов дерева. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Есть в моделях машин и не деревянные элементы. К примеру, стекло авто в модели заменяется ультратонкой лавсановой пленкой или пластиком. А значок автомобиля на капоте Bugatti выточен из зуба кашалота.

«Дерево я беру в магазинах (в Москве даже есть специализированный бутик дерева, – прим. авт.) или сам ищу. Помню, для своей Alfa Romeo я спилил в Крыму часть самшита в саду министерства обороны Украины», – с улыбкой вспоминает художник-моделист.

Под микроскопом мастер вырезает название марки автомобиля и работает с совсем уж миниатюрными деталями.

Деревянная начинка у автомобилей словно настоящая: и двигатель, и коробка передач, и задний мост с косыми вращающими шестернями. Как будто машина в любой момент может поучаствовать в гонках.

Деревянная начинка у автомобилей словно настоящая: и двигатель, и коробка передач, и задний мост с косыми вращающими шестернями. Фото: Из личного архива/ Алексей Сафонов

«Дерево, как живое. Иногда ломается, капризничает. Вырезал, взял в руки посмотреть под лупой. И деталь «повело»: проступили пятна, изменился цвет из-за влажности. Приходится переделывать», – рассказывает «левша».

Часть машин, созданных пермяком, приобрели немецкие и московские коллекционеры. Самую дорогую модель он продал за 20 тысяч долларов!

«Мне нравится воссоздавать старые автомобили. Они цепляют антуражем, стилем и неподражаемым дизайном. Поэтому я ими занимаюсь», – говорит Алексей.

Кроме того, иногда мастер берет частные заказы. Для Пермской епархии он создал пару икон, кресты и мощевик. Среди других необычных работ – танк Т-70, самолет Boeing B-52 и яйца Фаберже. Все из дерева!

Фрагмент храма из работы Алексея Сафонова. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

В ближайших планах – изготовление шести экземпляров серии Bugatti «Type 41 Royale». Два автомобиля уже готовы.

Пермяк утверждает, что главный принцип успеха – вера в себя. «Если есть цель и желание – все получится!», – утверждает Алексей Сафонов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах