Примерное время чтения: 5 минут
699

«Плакать и любить». В Перми прошла премьера «Иранской конференции»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Прикамье 22/05/2019
Пермь стала вторым городом в России, после Москвы (там этот спектакль поставил Виктор Рыжаков в Театре Наций), где зрители оказались практически участниками жёсткой, откровенной дискусии о смыслах сегодняшней жизни.
Пермь стала вторым городом в России, после Москвы (там этот спектакль поставил Виктор Рыжаков в Театре Наций), где зрители оказались практически участниками жёсткой, откровенной дискусии о смыслах сегодняшней жизни. / Вера Шуваева / АиФ

В частной филармонии «Триумф» и конференц-зале ПГНИУ состоялись премьерные показы «Иранской конференции». Спектакля-события или, как его успели окрестить, спектакля-акции.

Пермь стала вторым городом в России, после Москвы (там этот спектакль поставил Виктор Рыжаков в Театре Наций), где зрители оказались практически участниками жёсткой, откровенной дискусии о смыслах сегодняшней жизни.

Диалог – самое важное

По сюжету пьесы девять видных учёных, общественных деятелей и представителей духовенства приезжают на конференцию в Копенгаген, чтобы обсудить наболевшую «иранскую проблему»: нарушение прав и свобод человека, казни, пытки, конфликты на Ближнем Востоке.

Но, говоря о трагедии в этом регионе, востоковед, священник, дирижёр Национального оркестра Дании, иранская поэтесса-лауреат Нобелевской премии и другие выступающие постепенно переходят от вопроса, кто виноват в мировых бедах, к размышлениям о собственной жизни.

«Драматургия Ивана Вырыпаева – это, на мой взгляд, жемчужина российского театра. Тот очищающий и сокровенный разговор, которого нам часто не хватает, - поделился на премьере в ПГНИУ Николай Гостюхин. – Эта пьеса о самом важном – о том, как разным этносам, разным культурам сосуществовать вместе на одной планете. Интернет, соцсети нас всех очень сблизили, но мы, к сожалению, оказались не готовы к этому. Как найти общий язык, сидя в одной лодке, пока она совсем не развалилась и не пошла ко дну, – вот об этом «Иранская конференция».

Десять монологов (участников конференции и её модератора), десять ярких личностей. Честность, открытость, неожиданные повороты мысли. Но всё это в течение двух часов подряд, без перерыва. И к тому же без явного внешнего сюжета, присущего обычно театральному действу. Тем не менее зрители слушали с нескрываемым интересом. А после спектакля многие ещё остались в зале, чтобы задать режиссёру и артистам появившиеся вопросы и поделиться своим мнением об увиденном.

Особая энергетика

«Иранская конференция» - режиссёрский дебют Николая Гостюхина. Он выпускник филфака Пермского госуниверситета, несколько лет издавал интернет-журнал «Рыба», посвящённый культуре. Потом переехал в Берлин, где начал писать собственные пьесы и плюс к этому ездить учиться к известному российскому драматургу Ивану Вырыпаеву, живущему сейчас в Варшаве.

В итоге Вырыпаев передал нашему земляку права на работу со своей пьесой, и в январе состоялась её читка в Музее современного искусства PERMM.

«Я понял, что от людей есть отклик. И у меня внутри тоже был отклик, потому что я понимаю, о каких проблемах тут речь, - рассказывает Гостюхин. – У меня много друзей и знакомых в Европе. Где-то на подкорке понимаю, о чём молчат европейцы, как и то, о чём говорят русские. Так что всё сложилось».

Поставить же спектакль именно в родном городе, поясняет Николай, ему хотелось, чтобы показать пермякам, что культурная революция в Перми не закончилась. И что возможны у нас премьеры такого вот, европейского уровня.

В спектакле заняты Олег Выходов, Вячеслав Чуистов, Елена Старостина, Алексей Каракулов и другие ведущие артисты Театра-Театра. Они признаются, что работа с молодым режиссёром, взявшимся за текст Ивана Вырыпаева с его актуальными мотивами и смыслами, заинтересовала их сразу.

«Меня ещё при прочтении пьесы буквально потрясла фраза одного из персонажей, отца Августина, - говорит Алексей Каракулов. – Когда его спрашивают, что же делать, он отвечает: «То же, что и всем: плакать и любить». Это потрясающе! Плакать и любить».

А Елена Старостина на обсуждении «Иранской конференции» отметила её особую энергетику при показе на университетской площадке, в зале, действительно предназначенном для проведения научных конференций:

«В «Триумфе» после каждого монолога нам аплодировали, была реакция театральная. Здесь она другая, более осмысленная. Слушали невероятно! И это сказалось, мне кажется, на самом спектакле. Он стал более эмоциональным, глубоким».

Предложения зрителей провести следующий показ в актовом зале политеха утонули в аплодисментах. Однако, по словам Николая Гостюхина, следующий, если и случится, то будет только через несколько месяцев. А пока – вынужденная пауза.

Жаль. Хотя есть и хорошая новость: уже поставив «Иранскую конфепенцию» в Польше и Австрии, Иван Вырыпаев собирается ставить её в Стэнфордском университете. Выходит, как ни крути, а Пермь опять в лидерах: у нас-то в университетском пространстве она появилась раньше!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах