Примерное время чтения: 6 минут
217

Конструктор для взрослых мальчиков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-Прикамье 15/07/2009

АЛЕКСАНДР Алексеевич Торбеев свой «Москвич-412» называет «бесценным», потому что сил, времени и души в его доработку вложено немало.

НАЧИНАЛОСЬ всё в 1966 го-ду с механического и радио- кружков и соседа-«самоделкина». Последний смастерил автомобиль: колёса - от инвалидной коляски, передняя подвеска и коробка передач - от «Запорожца», двигатель - от «Урала»… Этот самый сосед помог компании двенадцатилетних мальчишек сделать собственный карт на самокатных колёсах.

- Мы надевали покрышки и гоняли по школьному стадиону, - вспоминает Александр Алексеевич. - В 70-м году я сделал себе мотороллер на вертолётных колёсах, у знакомого их достал, по-моему.

Перебрать     по винтику

 В 1975 ГОДУ Торбеев с рук купил трёхлетний «Москвич-412». В то время 412-й был главной боевой машиной советских гонок: его спортивная версия одерживала громкие победы в марафонах Лондон - Сидней, Лондон - Мехико и других международных ралли. Вскоре после приобретения авто на глаза Александру Алексеевичу попалась книга гонщика тех лет, как сделать из 1,5-литрового двигателя «Москвича-412» двигатель объёмом два литра. С тех пор обладатель «Москвича» не расставался ни с самим автомобилем, ни с мечтой сделать из него незаурядный агрегат.

В общей сумме на тюнинг ушло порядка 100 тыс. рублей.

- От родного агрегата 71-го года остался блок цилиндров и задний мост, - улыбается  Александр Алексеевич. - Если дорабатывать что-то дальше, то это будет уже не «Москвич», хотя авто и сейчас уже на него мало похоже. Только двигатель я вынимал раз двенадцать, после этого переделывать уже ничего не страшно.

В 1992 году машине поменяли кузов. В 2002-м - поставили литые диски 185/65 R14. А представляете, что было бы, если бы он поставил диски Bentley?

- Амортизаторы теперь у нас газонаполненные: управление, по сравнению с прежним, - небо и земля, машину уже не раскачивает. Обычно «Москвич» после 130 км/ч начинает «нырять» то вниз, то вверх. А у нас с новыми амортизаторами такого нет, - гордится Александр Алексеевич. - Недавно вот поменял всю тормозную систему, она пришла в негодность. Вообще всё сделано своими руками: например, даже накладки на педали выточены из алюминия на станке. Благо, я работал на «Велте», там всё было под рукой: в обед, после работы, а то и во время, занимался доработкой. Для меня машина - это конструктор для больших мальчиков: мы постоянно усовершенствуем авто по мере возможностей. 

Мы - это сам владелец машины и его средний сын Виталий - один из организаторов пермского «Нива»-клуба и наследник «Москвича», о котором в будущем обещает позаботиться. Именно он привёз спортивные сиденья из Москвы, заново обтянул салон кожзаменителем, заказал в Ижевске последний распредвал…

Остальные дети Александра Алексеевича, старший сын и дочь, к увлечению отца относятся прохладно, жена - немного ревниво, друзей-автолюбителей нет.

- Раньше такие знакомые были, сейчас «гоняться» негде, поэтому и связей нет… Бахаревку-то закрыли! - сетует сын Торбеева Виталий.

Ради чего всё?      

ЖЕЛЕЗНЫЙ конь, «за плечами» которого уже 200 тыс. километров пробега, каждый день возит на работу инженера-конструктора, «за плечами» которого, в свою очередь, уже профессии строгальщика, слесаря-инструментальщика, слесаря контрольно-измерительных приборов и автоматов, автоэлектрика… На вопрос, не удивляются ли люди, когда Александр Алексеевич по пути на работу их обгоняет, тот отвечает с усмешкой, что не знает: «они ведь сзади».

- На светофоре появляется замечательное предвкушение, что «сделаешь» почти все «десятки», «девятки» и т. д. Ради этого и готовилась эта машина, - добавляет сын Виталий.

Что касается необыденных занятий автомобиля, то он уже участвовал в гонках на Бахаревке, но к каким-либо выставкам, по словам владельца, не готов - слишком много доработок требуется для этого. В 2006 году «Москвич» соревновался с небезызвестной «Волгой-Хаммермобилем».

- Я его со старта оставил позади, - делится Александр Алексеевич. - Но наш дополнительный топливный насос не сработал, и «Волга» пришла к финишу первой. Второй раз хозяин «Хаммермобиля» состязаться не согласился.

Сегодня подобный «Москвич-412» без тюнинга стоит порядка 30 тыс. рублей, но экземпляр Александра Алексеевича бесценен. Умелец говорит, что его талант сформировали любопытство и соответствующая литература: в искусстве тюнинга, как и везде, главное - желание. 

Алёна ЕВДОКИМОВА

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах