Рынок автокредитования сигнализирует об эффекте охлаждения.
Эксперты ВТБ считают, что спрос на автокредиты в России в 2025 году сократится на 10%.
По оценке аналитиков, в следующем году физлица получат на покупку легковых авто около 1,5 млн кредитов – результат на 10% ниже итогов 2024 года. При этом из-за роста среднего «чека» вслед за стоимостью машин объемы рынка автокредитования будут сопоставимы с результатом 2024 года и составят примерно 2,1–2,3 трлн рублей.
По мнению специалистов ранок автокредитования во втором полугодии текущего года стал резко «охлаждаться» из-да объективных причин – ужесточившейся денежно-кредитной политики и повышения утильсбора.
По предварительным оценкам, в ноябре физлица получат на покупку машин около 112 млрд рублей – на 32% меньше, чем в предыдущем месяце. В целом за четвертый квартал объёмы рыночных выдач могут сократиться на треть по сравнению с периодом июль-сентябрь.
По итогам всего 2024 года банк прогнозирует продажи автокредитов в России на уровне 2,3 трлн рублей (+53% к 2023 году). Почти половина выдач (47%) в этом году придётся на новые машины.
«Основная доля кредитных продаж в следующем году по-прежнему будет приходиться на китайский автопром. Реалии рынка таковы, что пока снижения стоимости авто, как и ставок по кредитам, ждать не приходится. Впрочем, в декабре-январе ещё можно будет провести выгодную сделку – главным образом на рынке новых авто. В конце года к господдержке и субсидированным программам добавятся скидки дилеров, которые будут стремиться «закрыть» год, а в начале следующего на руку покупателям будет играть эффект «прошлогоднего» автомобиля», – отметил начальник управления «Автокредитование» Алексей Бочарников.
В 2025 году, помимо высоких рыночных ставок и макропруденциальных надбавок, на динамику рынка окажет влияние планируемое введение макропруденциальных лимитов по аналогии с кредитами наличными. Индексация утильсбора и введение обязательного документального подтверждения доходов при сумме займа более 1 млн рублей также внесут свою лепту в общее снижение спроса.
По мнению экспертов структура кредитного рынка, с большой долей вероятности, сохранится. Доля новых авто будет доходить до половины на фоне развития субсидированных программ производителей и господдержки.