Акцизное бремя
Но прежде чем возмущаться, давайте разбираться, из чего же в нашей стране складывается цена на бензин. Около 55-60% стоимости топлива (а это около 20 руб., исходя из средней цены бензина в 35 руб.) занимают различные налоги - на добычу полезных ископаемых (НДПИ), на добавленную стоимость (НДС) и акцизы на продукты нефтепереработки. Более 35% - затраты на производство топлива и логистику. И только 5-9% стоимости бензина приходится на прибыль АЗС (см. инфографику).
Бытует миф, что в США бензин стоит дешевле, чем в России. На самом деле это не так. Розничная цена на бензин в Америке в полтора раза выше текущих российских цен. И это притом, что налоги, которые закладывают в стоимость нашего бензина, почти в 2,5 раза больше той же составляющей американского топлива. Так, в США не облагают налогом добычу нефти и её переработку (у нас действует НДПИ), что играет на снижение себестоимости готовой продукции.
Дешевизна топлива в России, несмотря на заметно более высокую налоговую нагрузку, объясняется невысокими затратами на добычу и переработку «чёрного золота» (по сравнению с США. - Авт.).
Кстати, прибыль российских нефтяных компаний также заметно ниже американских вот уже пять лет.
Но сравнивать розничные цены на бензин в России и США не совсем правильно. Куда корректнее сопоставить российский и европейский рынки. В странах Евросоюза действует похожая политика пополнения казны за счёт продаж топлива. Так вот, уровень цен, к примеру, на автобензин, который аналогичен нашему Аи-95, заметно выше российского: в марте этого года в Германии литр стоил 95,5 руб. (1,24 евро), во Франции - 97,8 руб. (1,27). При этом самые высокие цены как раз в нефтедобывающих странах: в Великобритании за литр придётся выложить 100,9 руб. (1,31 евро), в Норвегии - 113,2 руб. (1,47 евро).
Помним о бюджете
Понимание того, как формируется цена на нефть на отечественном рынке, во многом объясняет, почему дорожает бензин. Даже в то время, когда на мировом рынке обваливаются цены на нефть.
Так, с 1 января этого года акцизы на бензин в России повысились в среднем на 20,3%-36,1% (в зависимости от вида топлива). Второе повышение произошло 1 апреля: акцизы на автомобильный бензин подняли примерно на 2 руб./л, на дизельное топливо - на 1 руб./л. Очевидно, что повышения цен на бензин и нефтепродукты в таких условиях не избежать: до конца года они вырастут на 15%.
По словам экспертов, падение мировых цен на нефть в сложившихся экономических условиях почти не влияет на рублёвый уровень розничных цен в России. Потому что стоимость «чёрного золота», как сырья для производства нефтепродуктов, практически не меняется в рублёвом выражении из-за разнонаправленной динамики мировых нефтяных котировок и курса доллара.
Вообще-то добиться снижения цен на топливо в нашей стране несложно: достаточно уменьшить налоговое бремя. Но мы прекрасно понимаем, что власти вряд ли пойдут на это. Особенно сегодня, когда наша экономика переживает не лучшие времена. Ведь отчисления ведущих нефтяных компаний - один из главных источников пополнения казны. А это зарплаты бюджетникам и пенсии, отремонтированные и новые дороги, школы, детсады и больницы. Список социальных расходов можно перечислять долго. И заправляя машину бензином, нужно помнить, что около 20 руб. с каждого оплаченного литра идут в бюджет страны.