Год за годом коммерсантов становится всё меньше: старожилы уходят из бизнеса, молодёжь не хочет рисковать и предпочитает работать клерками нежели браться за кооперацию.
Если верить статистике, с 2013 по 2016 годы количество субъектов МСП сократилось с 35 914 до 32 976, то есть на 8,2%. Самый большой урон понесли микропредприятия республики – организации, где трудятся до 15 человек. В этом сегменте – снижение на 1901 (16,1%). Число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей сократилось на 913 (4%).
Казалось бы, можно выдохнуть, ведь в новостях то и дело говорят, что кризис миновал и экономика страны восстанавливается. Но нет. По итогам года картина только ухудшится: за девять месяцев 2017 года в Коми закрылись ещё более 1600 предприятий и организаций. Это практически в два раза больше числа вновь появившихся организаций.
Хуже только в Ингушетии
Сами предприниматели говорят, что последствия кризиса 2014 года до сих пор не дают частникам встать на ноги. Согласно социологическому исследованию, которое в прошлом году проводила Торгово-промышленная палата Коми, больше половины опрошенных – 62% – считают, что деловой климат за последние два года ухудшился. Каждый второй предприниматель говорит, что региональные власти не оказывают влияния на деловую среду. Треть опрошенных коммерсантов вовсе считают действия властей разрушительными. Каждый пятый – 18% – отмечает случаи необоснованных ограничений или запретов, препятствующих их хозяйственной деятельности. 48% предпринимателей не знают о программах поддержки малого и среднего бизнеса.
Помимо административных барьеров есть ещё один существенный тормоз в развитии МСП. На 1 января 2016 года степень износа зданий и сооружений в этом сегменте – 47,5%; оборудования и транспорта – 52,9%. По этим показателям в стране дела обстоят хуже, чем у нас, только в Ингушетии.
Каким будет завтра?
В нашем северном крае малый и средний бизнес априори трудно развивать, уверен исполнительный директор Коми отделения «Опоры России» Владимир Кононов.
«Республика Коми – сырьевой регион. Чтобы добиться успеха в торговле, нужны большие и длинные деньги, которые мало у кого есть», – говорит Владимир Кононов.
Вдобавок к этому микробизнес республики душат сразу несколько факторов. Во-первых, всё тот же кризис. На фоне падения доходов населения и низкой потребительской активности ситуация в торговле не выравнивается, а только усугубляется. Во-вторых, приход федеральных сетей («Пятёрочка», «Магнит», «Лента») перекрыл кислород ИП. Многие попросту не выдержали конкуренции и закрылись. В-третьих, в Коми, как и в целом по стране, отсутствует единое видение того, как должен развиваться бизнес. В нашей республике сразу три ведомства – Минэконом, Минпром и Минсельхозпрод – курируют МСП. А потому не стоит удивляться, что воз и ныне там.
Наконец, малая кооперация региона объективно стареет. Если в 90-х годах в коммерцию шли молодые и активные, то сегодня средний возраст частника – около 50 лет. Почему? Ответ прост: опытные представители отрасли стареют, многие уезжают из Коми на постоянное место жительства в другие регионы. Молодёжь предпочитает стабильность, не хочет рисков, а потому идёт работать служащими.
«В последние два года сильно изменилась налоговая политика. Предприятия, работающие на вменёнке и патентах, освобождались от уплаты имущественного и земельного налогов. С 2016 года послабление для них сняли. Кроме того, налоговики пересмотрели цену имущества, стоимость которого за год у некоторых объектов возросла в 8-20 раз!» – говорит Владимир Кононов.
Что будет дальше? В современных условиях выживет сильнейший. Эксперты признают, что сфера услуг неизменно востребована у населения, а потому возможностей заработать здесь больше. Что касается торговли, то неплохой альтернативой реальному прилавку могут стать продажи в Интернете.