Анастасия Поздеева, «АиФ-Коми»: Ольга Александровна, осенью Всероссийский лагерь «Артек» собрал сотни педагогов на форум. Что там обсуждали?
Ольга Старцева: В форуме «Организация летнего отдыха. Новое образовательное пространство» приняли участие 3,5 тыс. человек. Это было знакомство с передовыми технологиями: «Артек» фактически отстроили заново, и нас всех впечатлило материально-техническое оснащение лагеря. Кроме того, мы участвовали в мастер-классах, обсуждениях, круглых столах, говорили о том, как сегодня нужно строить образование вожатых.
В новом образовательном стандарте большое внимание уделяется профориентации, новым образовательным практикам. Педагоги и вожатые должны дать свободу ребёнку, чтобы он мог заниматься в тех кружках и секциях, где ему интересно. Дело в том, что многие воспитатели приходят работать в лагеря из школ и автоматически переносят школьный компонент «обязаловки» в лагерь. С практикой «куда все – туда и ты» пора заканчивать.
Кадры решают всё
– В Министерстве образования и науки говорят, что принимать на работу вожатыми нужно всех желающих студентов. Но для этого ребята должны пройти подготовку.
– Что такое вожатый сегодня? Он должен быть не просто организатором, но и аниматором. Должен уметь петь, танцевать, активизировать несколько десятков детей. Сейчас вожатская практика воспринимается как профессиональная деятельность, которая может стать делом всей жизни.
Со следующего года мы начинаем обучение студентов по новой программе «Вожатское мастерство». Студенты, которые захотят стать дипломированными вожатыми, смогут в течение учебного года овладеть этой специальностью. Ребятам, которые учатся на педагогическом направлении, перезачтём часть дисциплин. Такой вожатский сертификат будет действителен всегда. Его обладатель сможет в дальнейшем работать в любой точке России.
– Почему возникла необходимость упорядочить обучение вожатых?
– Сейчас много разнопрофильных лагерей, их нужно обеспечить кадрами. Например, если речь идёт о летних лагерях отдыха – это одна система работы. Но если мы говорим о круглогодичных лагерях с оздоровительной направленностью, то деятельность вожатого нужно строить совсем по-другому.
Кстати, мы в республике не отстаём от центра, работаем по тем же передовым технологиям, что и вузы крупнейших городов России. Наши студенты работают в лагерях Коми, а также в «Черноморской зорьке», лагерях Архангельской и Тульской областей. Руководители этих учреждений всегда хорошо отзываются о наших ребятах, выделяют их среди студентов других российских вузов. Кстати, в ноябре студентка филологического факультета нашего университета Мария Яковлева заняла на всероссийском конкурсе «Вожатское мастерство» первое место.
Кто поможет особым детям?
– Вместе с обычными детьми в лагерях отдыхают особенные детки. Есть ли отдельные программы для них?
– Пока нет. Сегодня очевидно, что нужны образовательные программы не только для здоровых детей, но и для ребят с отклонениями здоровья. Например, дети с аутизмом требуют индивидуального подхода. Разве может вожатый, в отряде которого по 30-40 человек, найти время и поработать с таким ребёнком наедине?
– Нет.
– Для такой работы нужен хорошо подготовленный специалист. Но в реальных условиях, когда работа в лагерях низкооплачиваемая, профессионалы не идут работать за копейки. И это касается не только вожатых, преподавателей, но всех сотрудников лагерей. Чтобы повысить престиж работы с детьми в летних учреждениях, требуется достойная зарплата.
– Аналогичная ситуация по работе с трудными подростками в лагерях?
– Этим летом в лагере «Чайка» в одну смену отдыхали 360 детей, из них 60 детей, состоящих на учёте в инспекциях по делам несовершеннолетних. Студенты говорят, что эти ребята прошли такую школу жизни, что взрослые зачастую не готовы к работе с ними. Не забывайте: вожатый – это студент третьего курса. И он тоже нуждается в поддержке, методической помощи. Если раньше мы ездили летом по лагерям и консультировали ребят, то сегодня такого нет.
В образовательной программе для студентов педагогических направлений сегодня нет курса по девиантологии (девиантология – наука, изучающая oтклoняющee пoвeдeниe чeлoвeкa (гpуппы), пpoтивopeчaщee утвepждённым в oбщecтвe cтaндapтaм. – Ред.), как это было ещё десять лет назад. Тогда наша кафедра входила в состав пединститута, и студенты физико-математического факультета проходили кроме основной практики стажировку в Детском приёмнике-распределителе для несовершеннолетних. Мы плотно работали с психологом, комиссией по делам несовершеннолетних, участвовали в рейдах по неблагополучным семьям.
Вопрос на миллионы рублей
– Ребята из детдомов порой неохотно едут в наши лагеря, ссылаясь на то, что в них скучно, из года в год дублируется одна и та же программа. Как быть с этим?
– Зачастую в лагеря, расположенные на территории Коми, приезжают дети из малоимущих семей, интернатов. Они живут здесь по две-три смены. Чтобы дети ехали в лагерь с удовольствием, нужно постоянно обновлять образовательные и развлекательные программы. Поэтому важно, чтобы Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма, Республиканский институт развития образования и Минобрнауки Коми работали в единой связке. Сегодня картина такова, что центр туризма даёт нам заказ на подготовку профильной программы в апреле-мае, то есть в конце учебного года, когда подготовка вожатых завершена. Это неправильно. Задание вузам нужно давать с сентября, чтобы мы могли качественно и в полном объёме подготовить программы. Только объединение усилий даст хороший результат.
В прошлом году мы написали свою образовательную программу «Космос». Нынче она успешно прошла в лагере «Чайка». Отдыхавшие в лагере ребята до сих пор вспоминают полёты на воздушных шарах, занятия в кружке по авиамоделированию, приезд бронетранспортёра на открытие смены. Кстати, эта программа получила диплом лауреата на конкурсе в Москве.
– Не секрет, что многие родители не хотят отправлять детей в лагеря республики из-за низкого уровня материально-технической базы.
– У наших лагерей своя специфика: все они находятся в лесу. Все корпуса построили ещё в 60-70-е годы, и сегодня износ этих зданий большой. А современное законодательство диктует свои правила. Например, для детей с ограниченными возможностями здоровья нужно расширить проём дверей, обеспечить доступ таким детям в корпуса. Но здания старые. И денег на их переоборудование нет.
По этому вопросу в сентябре состоялась встреча с депутатом Госдумы РФ Ольгой Савастьяновой. Я обратила её внимание, что наши северные лагеря нуждаются в обновлении, строительстве новых корпусов.
– Раньше были профсоюзные лагеря. Этот статус помогал содержать и снабжать учреждения необходимым образом. Может, стоит вернуться к этой практике?
– Сегодня профсоюзные организации находятся в загоне, их не видно. К решению столь серьёзного финансового вопроса – речь идёт о миллионах рублей – всё же должны подключаться правительство и бизнес республики. Недавно в Коми приезжала делегация из Болгарии. Её представители готовы возобновить сотрудничество и хотят предоставить две базы для отдыха наших ребят.