650

Правила кошелька. Как вести личный бюджет?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Прикамье 16/02/2016
Порой и кубышка рубль бережёт.
Порой и кубышка рубль бережёт. / Александр Фирсов / АиФ

А это значит, что многим приходится тщательнее планировать и держать в узде свои расходы. Советами, как вести личный бюджет, делится Александр Ромашкин, председатель пермской общественной организации «Финансовая грамотность».

Правило № 1. Записываем расходы

Первый и самый главный совет – записывайте свои расходы, разделяя их по категориям. Лучше их фиксировать сразу же после совершения покупки. Я записываю траты в электронный блокнот в телефоне.

И у меня, например, есть такие категории: «Товары первой необходимости», «Коммунальные платежи», «Общепит». Но каждый сам для себя или своей семьи определяет разделы, по которым он будет фиксировать расходы. Так, если есть дети, то у вас может быть один или сразу несколько разделов, связанных с тратами на покупку детских вещей и продуктов питания.

Затем ежедневные данные из блокнота заносите в таблицу Excel (это самое простое, можно пользоваться приложениями). Обычно я делаю это раз в неделю. Потом сводите все цифры в конце месяца и смотрите свои финансовые итоги: анализируйте расходы и доходы. Это очень хорошо структурирует жизнь. Приведу пример: когда я посмотрел, сколько израсходовал за год на общепит, то ужаснулся. И сократил эти траты в два раза.

Правило № 2. Привыкаем откладывать

Посоветовал бы взять за правило откладывать с зарплаты и других доходов определённую сумму в фонд постоянных расходов. Надо приучить себя откладывать пусть даже небольшие суммы – хотя бы 50, 100 руб. Помните, нет малой суммы, на начальном этапе ваша задача сформировать финансовую привычку.

У меня в таком фонде находится сумма, равная трёхмесячной зарплате. Деньги из этой «кубышки» можно использовать как на текущие расходы (постоянно их восполняя), так и держать на тот случай, если вдруг потеряете работу. Если это всё-таки произойдёт, то пару месяцев можно будет прожить безбедно.

Правило № 3. Запасаем на чёрный день

Меня часто критикуют за это правило – даже многие мои коллеги и друзья. Но в нашей стране, поверьте, имеет смысл откладывать на чёрный день. И это не только деньги на отдельный фонд (не путать с фондом постоянных расходов, описанном в прошлом пункте). Я убеждён, что у каждого должен быть некоторый запас еды и вещей. Смоделируем ситуацию: вполне может случиться экономический кризис, подобный ситуации в 90-е гг., когда зарплату не платили месяцами или выдавали какими-нибудь сапогами и бензопилами. И что будете делать? Родители рассказывали, как они тогда «купили» мне на рынке детский комбинезон за две бутылки и три пачки сигарет. Вот такой бытовой бартер.

Впадать в паранойю, конечно, не надо, но и забывать о тех временах не стоит. Кто поручится, что так не произойдёт снова? Поэтому можно купить продукты, которые долго хранятся. Тот же мешок макарон. Или приобретите слиток серебра, положите в сейф. Его потом сможете обменять на то, что вам будет нужно.

Правило № 4. Вкладываем вместе

Если говорить о ведении и наполнении семейного кошелька, то мне близка западная модель совместных взносов. Супруги договариваются о том, сколько каждый вкладывает в общий бюджет, который используется на совместные нужды (еда, аренда жилья, квартплата, связь, мебель и т. д.). Например, муж наполняет семейный кошелёк на 70%, жена – на 30%. У кого-то соотношение может быть фифти-фифти. Можно формировать взносы пропорционально доходам каждого супруга, определив конкретный процент отчислений от него.

Расходы из семейного фонда осуществляет кто-то один, он же ведёт учёт поступлений и трат.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах