Примерное время чтения: 7 минут
150

Спорный вопрос. Таксисты Перми не готовы пересесть на отечественные авто?

freepik / ru.freepik.com

В Госдуме продолжается рассмотрение законопроекта о локализации такси, который может запретить уже с 1 октября 2025 года использовать в отрасли автомобили не российского производства. Профсоюз «Новый труд», защищающий права самозанятых, опросил водителей Перми об их отношении к инициативе принудительного перевода такси на отечественные автомобили.

Согласно законопроекту, с 1 октября 2025 года в такси смогут работать только машины с высоким уровнем локализации или выпущенные в рамках специнвестконтрактов, заключенных с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го. Сейчас этим требованиям на российском авторынке соответствуют три модели АвтоВАЗа, две модели «Москвича» и электрокары липецкого автозавода «Моторинвест».

Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Бизнес-сообщество уже выступило с критикой законопроекта. Свои возражения и предложения по его доработке в Госдуму и правительство России направили представители Национального совета такси, общероссийского объединения бизнеса ОПОРа России. Активное обсуждение ведётся в регионах страны. Эксперты уверены: непродуманное ужесточение требований повлечет за собой отток водителей, который, в свою очередь, спровоцирует серьезный рост цен на поездки.

Что думают наши земляки?*

В ходе опроса представителями профсоюза директор одного из таксопарков Перми Дмитрий Еньчев на примере своей компании дал общую картину состояния отрасли в Прикамье. В его автопарке сегодня чуть больше 800 автомобилей, из них 130 – отечественного производства.

«Почти все машины куплены несколько лет назад, – рассказал Дмитрий Еньчев. – Сегодня у них уже около полмиллиона километров пробега. Это означает, что их ресурс, к сожалению, уже фактически исчерпан и нам придётся покупать новые».

В процессе эксплуатации машин возникали вопросы к качеству комплектующих, часто требовалась замена подшипников и тормозных колодок, были и более крупные поломки.

Еньчев приводит собственную статистику оптимальных моделей авто для такси.

«Покупая автомобили, мы приобретаем определенный опыт пользования ими и уже примерно знаем, на что рассчитывать, что и когда сломается. Самыми крепкими на сегодняшний день оказались машины корейского производства. Это Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid и Volkswagen Polo». Как видим, отечественных машин в списке нет», – отмечает представитель отрасли в Перми.

Быстро обновить значительную часть автопарка на российские авто, по мнению директора таксопарка, будет непросто. Вопрос в доступном к реализации количестве машин и цене вопроса.

«Наш железный конь после трёх лет работы в такси обесценивается. При продаже разница в цене на автомобили, которые использовались для личных нужд и в такси, достигает 50%. Поэтому и таксопарки, и водители, использующие для работы личные авто, столкнутся с серьезными финансовыми проблемами при выполнении требований нового законопроекта», – говорит Еньчев. 

Фото: Таксопарк «Эпоха»

Мнение нашего земляка вполне соответствует уже озвученным опасениям таксопарков и таксистов из других регионов. Согласно недавним отраслевым опросам, менее трети таксопарков в России готовы обновлять парк отечественными автомобилями даже при наличии субсидий на покупку новых отечественных машин. При этом только за последние несколько лет цены на наиболее популярные для такси модели отечественного производства выросли в 1,6-1,8 раза. Это фактически увеличило срок окупаемости для таксопарков и таксистов с трёх до пяти лет.

При этом, судя по ответам большинства опрошенных таксистов, есть основания полагать, что автомобили российского производства все еще менее безопасны и надежны, хуже соответствуют требованиям эксплуатации в такси с учетом суровых погодных условий Прикамья, чем иномарки. Не исключено, что скоропалительная и непродуманная локализация может привести к увеличению количества аварийных ситуаций в регионе.

В чём главный риск законопроекта для самозанятых таксистов?

Согласно оценкам «Опоры России», отрасль такси сейчас в значительной мере представлена самозанятыми водителями – ежегодно таксистами становятся более 200 тыс. индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Три четверти из них (более 77%) используют в такси личные авто, которые не соответствуют новым требованиям законодательства.

У самозанятых, как отмечают в профсоюзе «Новый труд», фактически нет возможности за свой счет сменить личную иномарку на отечественный автомобиль. У одних «рабочая лошадь» взята в кредит и совсем нет лишних денег ни на покупку, ни на лизинг нового автомобиля. Другие подрабатывают от случая к случаю на личной машине и не могут сменить ее по прихоти законодателей. Есть опасения, что, столкнувшись с жесткими требованиями нового закона на практике, водители будут вынуждены уйти в тень или вовсе из отрасли. По данным "Опоры России", рынок может лишиться до 35% водителей в течение нескольких лет. Итогом станет скачок цен на поездки (до 40%) - в первую очередь, в некоторых городах Сибири и Дальнего Востока.

Давайте обсудим

Говоря о перспективах отрасли в случае возможного ужесточения требований к такси, Дмитрий Еньчев резюмирует.

«Я всецело за развитие отечественного автопрома, и, как и большинство граждан, ещё помню то время, когда в такси использовались машины только отечественного производства. Но мы опасаемся удорожания отечественных авто, ухудшения их качества, как это произошло после введения санкций».

Фото: Таксопарк «Эпоха»

Прежде, чем внедрять новые требования, необходимо решить существующие проблемы, уверен директор таксопарка. Среди наиболее острых – логистика поставок отечественных автомобилей, их гарантийное и постгарантийное обслуживание и ремонт, наличие и своевременная поставка запчастей. Поэтому эксперт предлагает не рубить с плеча, а «вместе обсуждать, договариваться, находить плюсы и минусы сообща».

Профсоюз «Новый труд» солидарен с позицией представителей отрасли и выступает за обсуждение механизмов, которые позволят учесть интересы всех участников рынка – пассажиров, перевозчиков и российских автопроизводителей. О важности такого баланса говорил Президент России Владимир Путин, комментируя перспективы перевода отрасли на отечественный автопром.

* Мнение эксперта по ситуации может не совпадать с позицией редакции.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах