Повышение налога коснулось импортных автомобилей и спецтехики, ставки на которые выросли на 70-85%. Специалисты предупреждают, что поэтапное повышение тарифов будет продолжаться до 2030 года включительно. Ежегодно тарифы будут расти сразу после нового года на 10-20%.
Автолюбителей в нашей стране много и, конечно, всех волнует вопрос – как это скажется на доступности автомобилей для потребителей. О том, как повышение утильсбора отразится на развитии отечественного автопрома, отношениях с соседними странами и как скажется на российских потребителях, рассказала кандидат экономических наук, заведующий кафедрой мировой экономики и внешнеэкономической деятельности УрГЭУ Оксана Фальченко.
Решить несколько задач
– Оксана Дмитриевная, расскажите, всех ли видов транспорта коснётся изменение ставки утильсбора?
Оксана Фальченко: – Долгосрочная индексация касается легковых, лёгких коммерческих и грузовых автомобилей, а также автобусов, прицепов и полуприцепов, некоторых видов дорожно-строительной техники. Платить больше придётся не только за прямой ввоз из стран Китая, Евросоюза, Америки, Японии и др., но и за автомобили из стран ЕАЭС – Белоруссии и Казахстана. Несмотря на то, что таможенное пространство у нас общее, с первого апреля за все автомобили, растаможенные у соседей со скидкой, производится доначисление налогов и сборов, в том числе утилизационных, что контролируется Федеральной таможенной службой.
– Чем вызван такой лавинообразный рост отчислений в государственную казну?
– Повышая ставки утильсбора, наша страна пытается решить сразу несколько задач несколько целей. Во-первых, поскольку сбор целевой, собранные средства будут направлены на развитие инфраструктуры для экологичной утилизации транспортных средств иностранного производства. Во-вторых, это мощный инструмент стимулирования внутреннего рынка. Понятно, что рост ставки утильсбора влечёт удорожание импортных автомобилей из недружественных стран. Это приведёт к тому, что их будут меньше покупать.
– Неужели спрос послушно спадёт или даже исчезнет?
– Не исчезнет, думаю, просто переориентируется: российскому покупателю будет доступна продукция отечественного производства, а также иностранные марки автомобилей, собранных на территории нашей страны. Чтобы удовлетворить этот спрос, «АвтоВАЗ» должен будет нарастить производство и повысить его качество, чтобы успешно конкурировать с китайскими автозаводами, которые сейчас занимают производственные мощности, оставленные прежними инвесторами – европейскими и американскими. В результате внутренний авторынок станет более независимым и технологически развитым.
– А что выиграет и в чём проиграет в этой ситуации обычный потребитель? Ждём роста цен на «железных коней»?
– В краткосрочной перспективе нас ждёт рост цен на любые автомобили, и если сегодня личный автотранспорт могут себе позволить примерно 15% россиян, то вскоре можно ожидать снижение этого показателя, по крайней мере, вдвое. Однако это временная просадка, в дальнейшем потребители адаптируются и станут активнее покупать автомобили. Особенно когда снизится ключевая ставка ЦБ РФ, и автокредиты станут доступнее. Государство, заинтересованное в успехе отечественного производителя, может предложить какую-то специальную программу льготных кредитов именно на российские автомобили. Сама же активно развивающаяся автомобильная промышленность сможет обеспечить наших граждан рабочими местами. Для страны также выгодно, что технологии будут сохранены и продолжат совершенствоваться.
Ориентируемся на соседей
– Как текущая внешнеэкономическая политика повлияет на наши отношения с другими странами?
– С повышением объёма и качества продукции, выпускаемой российским автопромом, может вырасти и экспорт российских автомобилей – как в страны СНГ, так и на новые рынки. Китайские бренды активно заходят сейчас не только на наш авторынок, но и в другие страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – это тоже, в своём роде, следствие политики, проводимой нашим государством. Даже наше противостояние с недружественными странами дало некоторые плюсы соседям – они превратились в транзитные каналы для европейских автобрендов. Эти факторы вкупе позитивно сказываются на нашей дружбе с соседями – близкими и дальними.
– Оксана Дмитриевна, сегодня, когда так быстро меняется расклад во внешней экономике, как удаётся нашим специалистам сориентироваться правильно?
– Наши специалисты имеют в арсенале прекрасную базу – качественное образование, которое дают российские экономические вузы. И это не просто теория, которая содержится в учебниках. Мы включаем в занятия элементы практики, приглашаем опытных экспертов для обсуждения успешных кейсов. Только в Свердловской области, одном из регионов-лидеров по объёму несырьевого экспорта (около 150 стран мира), сосредоточено большое количество компаний и организаций, занятых обслуживанием экспорта и импорта в регионе. Их опыт перенимает новое поколение специалистов по внешнеэкономической деятельности (ВЭД) во время производственной практики, стажировок, мастер-классов.
– А молодёжи эта тема интересна?
–Профессии в сфере международного бизнеса и внешнеэкономической деятельности, надо признать, не самые простые, но актуальные, увлекательные и востребованные, а на Урале умная и активная молодёжь. Глобальные изменения создают новые вызовы и возможности, и молодым людям становится интересно в это вникнуть.
В этой сфере на рынке труда спрос на квалифицированные кадры был всегда, а сейчас, конечно, он ещё выше. В профильном министерстве, таможенных органах, логистических компаниях, на крупном производстве и в малом бизнесе, в банковском секторе Среднего Урала востребованы специалисты, которые могут сопровождать внешнеторговые контракты, понимают нюансы таможенного оформления, ориентируются в платёжных схемах для расчётов с иностранными контрагентами, оценивают риски внешнеторговых операций. Многих студентов приглашают на работу ещё до завершения обучения. И это тоже огромный стимул для молодёжи.