Способны ли дети изменить мир к лучшему? Да. Юные изобретатели из Перми доказывают это на своём примере – читайте истории детей-новаторов на страницах мультимедийного лонгрида «Изобретаем будущее».
12 детей рассказали, как придумали, создали и запатентовали новые устройства, а их наставники – родители и педагоги раскрыли секреты: как воспитать юного изобретателя и привить интерес к научно-техническому творчеству.
1 история: Попит Пифагора
9-летняя ученица школы № 30 Даша Мохова изобрела интеллектуальный тренажёр. Третьеклассница впечатлила своей разработкой жюри Международной выставки юных изобретателей (International Exhibition for Young Inventors/IEYI) и получила спецприз конкурса.
Наставник Даши – её мама, педагог дополнительного образования Пермского краевого центра «Муравейник» Ксения Мохова. Она считает, что все дети по природе гениальны и уникальны, потому что так у них работает мозг. Главное – знать, как и каким образом развивать эти качества, чтобы они не угасли.
2 история: Мотивация в автобусах
Ученица школы № 14 Перми Карина Тюленева запустила видеоролики в общественном транспорте города. С проектом «Создание мотивационного видеоролика» она заняла третье место на Всероссийском конкурсе «Юных изобретателей и рационализаторов».
Мама Карины – педагог дополнительного образования Пермского краевого центра «Муравейник» Мария Тюленева – говорит, что детей нужно поддерживать, давать им возможность пробовать силы в разных направлениях, быть с ними друзьями и уделять как можно больше времени. Тогда их легко будет вовлечь в изобретательскую деятельность.
3 история: Фонтанчик для кота
13-летний ученик школы № 93 Перми Егор Копытов создал фонтанчик-поилку, чтобы спасти своего кота от мочекаменной болезни. За своё изобретение он получил серебряную медаль Международной выставки юных изобретателей (IEYI).
Сейчас Егор работает над созданием протеза руки. Наставником Егора в новом проекте стал руководитель проектной деятельности детского технопарка «Кванториум Фотоника» Павел Кокшаров. По его мнению, дети в принципе предрасположены к изобретательству, и способных ребят больше, чем кажется. В большинстве случаев это качество можно развить.
4 история: Адаптер для инсулиновой помпы
Ученица школы № 93 Перми Даша Шейнина запатентовала устройство, которое должно облегчить жизнь диабетикам.
Поддерживает Дашу во всех начинаниях её мама Ирина Шейнина. Пермячка считает, что её дочь может стать примером для ребят с инвалидностью. Ведь у Даши диабет, а она наравне со здоровыми ребятами участвует в разных мероприятиях, живёт интересно, ярко и насыщенно.
5 история: Тренерская доска
Ученик 4 класса лицея им. М.В. Ломоносова Демид Лядов создал устройство для тренировок. За разработку «Тренерской доски» Демид получил гран-при международного конкурса «Школьный патент – шаг в будущее».
Наставник Демида – учитель лицея им. Ломоносова Александр Волегов. Он думает, что привить интерес к изобретательству нельзя. Ведь если человек сталкивается с трудностями, то пытается их решить – это неизбежно. Люди так устроены. Поэтому нужно не прививать интерес, а позволять расти в желании изменить что-то вокруг.
6 история: Выпрямитель спины
Ученик лицея им. М.В. Ломоносова Юрий Макаров создал прототип стула для профилактики искривлений позвоночника. С проектом «Выпрямителя спины» Юра Макаров прошёл в финал Всероссийских конкурсов «Большая разведка. Школьный трек» и «Startup Junior», а также стал финалистом IEYI.
Наставник Юры – директор и основатель лицея им. М.В. Ломоносова Надежда Денисова. Педагог считает, что за изобретательской деятельностью будущее.
7 история: Тренажёр для акробатов
Ученица школы № 101 Ксения Рухлядева создала устройство для тренировки вестибулярного аппарата акробатов, который заинтересовал не только спортсменов, но и космонавтов. За создание уникального тренажёра школьницу не раз отмечали на состязаниях юных изобретателей, в том числе она победила в краевом конкурсе «Юные техники и изобретатели Пермского края».
Наставники Ксюши – её родители. Мама девочки Марина Рухлядева работает педагогом-психологом и учителем начальных классов в школе № 101. Она считает, то ребёнка надо поддерживать в любых начинаниях.
8 история: БиБлокс
Ученица школы № 93 Вика Позверг создала прототип антивандальной строительно-декоративной панели широкого применения. В портфолио девочки дипломы победителя конкурса «Школьный патент. Шаг в будущее», серебряная и бронзовая медаль IEYI.
Наставник школьницы и поддержка во всём – её мама Елена Позверг. Она считает, что изобретательство для детей как игра, через которую они познают мир.
9 история: Аккумулятор интернета
Ученик школы № 135 Иван Волков презентовал идею устройства, которое позволит выйти в интернет в любой точке мира. С задумкой создать «Аккумулятор интернета» мальчик занял первое место в Общероссийском этапе конкурса «Школьный патент. Шаг в будущее».
Наставник Вани – его мама, аналитик Татьяна Волкова. Она называет детей лучшими тренерами личностного роста.
10 история: Зайка моя 1.0
Ученица 9 класса «Техно-Школы им. В.П. Савиных» Софья Леонова работает над созданием доильного аппарата для кроликов. С проектом «Зайка моя 1.0» девочка победила во Всероссийском конкурсе научно-технического творчества «Шустрик» и получила спецприз IEYI-2022.
Наставник Софьи – её мама, руководитель проектной деятельности детского технопарка «Кванториум Фотоника» Вера Леонова. По словам педагога, чтобы взрастить изобретателя, надо заинтересовать ребёнка, поддержать его, найти наставника и реагировать на его идеи без негатива.
11 история: Автокормушка для мальков
Ученик 9 класса школы № 93 Андрей Кузякин создал прототип аппарата для выкармливания молоди рыб. В феврале 2023 года он в числе 15 школьников Пермского края получила награду «Гении Прикамья» за личные достижения в сфере научно-технического творчества.
Наставником Андрея стал его папа, педагог дополнительного образования и руководитель Био- и Наноквантумов детского технопарка «Кванториум Фотоника» Дмитрий Кузякин. Он считает, что для того, чтобы привить ребёнку интерес к изобретательской деятельности, нужно давать ему пробовать силы в разных направлениях, иногда заставлять. Прекрасно помогает работа в команде и заинтересованность не только ребёнка, но и взрослого.
12 история: Зелёная матрёшка
Ученица 8 класса школы № 93 Алёна Варлашова создала прототип автоматизированной установки для вертикального выращивания растений. Проект «Зелёная матрёшка» отмечен бронзовой медалью IEYI-2021.
Один из наставников девочки – учитель начальных классов и заместитель директора по инновациям школы № 93 Светлана Кислицына. По её мнению, составляющие успеха в изобретательстве – это фантазия, выбор, тесное сотрудничество с семьёй и активное участие в конкурсах.
Мультимедийный лонгрид «Изобретаем будущее» создан при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»).