Утром в офисе «Айрекс» знакомлюсь с другими представителями нашей группы и с сотрудниками принимающей стороны. Всего в группе восемь человек: двое из России (коллега - проректор из Казанского федерального университета), трое из Украины, по одному человеку из Армении (тоже проректор, кстати), Грузии и Ганы. Все - менеджеры среднего и высшего звена вузов. Ребята все молодые, заинтересованные в профессиональном росте.
Нам выдают увесистые папки с документацией по вводному семинару, и этот самый семинар начинается. Сначала интересные обзорные лекции руководителей и менеджеров нашей программы - Эйми Кленси, Джойс Уорнер, Мэрианн Фелпс и других - о деталях нашей программы и системе образования в США. Кое-что по этому поводу я знал и раньше, но чтобы столь концентрированно и, что называется, «из первых рук» - ещё не приходилось. Выяснилось, что, во-первых, никакой системы образования тут… нет! По крайней мере, в нашем понимании. В отличие от Европы (не только России), роль центрального, т. е. федерального, правительства в этой сфере сравнительно невелика. Здесь практически всё решает штат, негосударственные (!) агентства, которые аккредитуют учебные заведения (!!), и, разумеется, сами университеты.
Согласно статистике, в США около 6400 вузов, в которых учатся 17 миллионов студентов; 37% из них - заочники. Вузы очень разные: например, по численности студентов они варьируются от 1000 до 50 000 и выше. Школьники пишут стандартизованные (частные, не государственные!) тесты SAT или ACT, рассылают результаты в университеты и получают приглашение начать обучение, если уровень их подготовки соответствует требованиям данного вуза. «Бесплатного» высшего образования, бюджетных мест в российском понимании в США нет, однако примерно половина студентов-бакалавров получают какие-либо стипендии и финансовую помощь (от федерального правительства, штата или частных фондов) в силу низкого уровня доходов и/или за определённые достижения. Путь, который может пройти студент университета, таков: бакалаврская программа, которая завершается присвоением степени бакалавра (Bachelor’s Degree); магистерская программа (Master’s Degree), докторская программа (PhD). Впрочем, образовательная траектория может быть и иной - например, уже старшеклассники могут зарабатывать университетские кредиты, посещая занятия в вузе; есть и другие варианты.
В целом высшее образование в США в гораздо меньшей степени является «образованием» в российском понимании. Мне кажется, это больше похоже на какое-то исследование-изучение чего-либо с целью этого «чего-либо» практического применения. Практически нам рассказывали об исследовательских, не обучающих университетах (есть в США и такие). Во всяком случае, именно исследовательские университеты рассматривались нашими лекторами как полноценные, статусные вузы. Вот какова, например, структура среднего университетского бюджета. В университете штата («государственном» университете) федеральные средства составляют 11%, средства штата - 36%, плата студентов за образование - 18%. Всё остальное - почти половина! - необразовательные платные услуги, которые оказывает университет, гранты, контракты, спонсорская помощь. В частных университетах эта тенденция выражена ещё больше: федеральные средства составляют 16% (да, федеральное правительство помогает частным вузам относительно БОЛЬШЕ, чем государственным!), средства штата - 1%, плата студентов за образование - 39%. И практически 50% - гранты, инвестиционный доход, спонсорская помощь. Разумеется, при таком раскладе аудиторная преподавательская нагрузка составляет менее 10 часов в неделю. Аудиторная нагрузка у студента-бакалавра в среднем составляет 12-15 часов в неделю, а у магистра - около 9 часов.
Кстати, Пермский государственный университет год назад в нелёгкой борьбе получил статус национального исследовательского университета. И во многом поэтому у нас активизируется НИР, внедряются новые формы самостоятельной работы студентов, идёт создание инновационных предприятий. В общем, с точки зрения американских коллег - «всё Ok»! Наш философско-социологический факультет (ФСФ) тоже в проекте Национального исследовательского участвует - через деятельность научно-образовательного комплекса «Прогнозирование и управление процессами социально-экономического развития стран и территорий на основе современных информационных технологий». Конечно, нам бы ещё их зарплаты для успешной реализации всего требуемого и задуманного - так примерно $70 000-100 000 в год… Больше бы, наверное, у нас получалось!
Топ наиболее востребованных бакалавриатов в США таков: бизнес, общественные науки, образование (педагогика); далее идут психология, медицина, визуальное и исполнительское искусство, коммуникации, инженерное дело, английский язык и литература. Короче, наш ФСФ с его социологией, философией, психологией, проектами бакалавриата по «Искусствам и гуманитарным наукам» и «Организации работы с молодёжью» здесь бы котировался высоко. Факультету-то, кстати, 15 апреля 15 лет исполняется - такая вот магия цифр…
Основные акценты университетского образования в Соединённых Штатах таковы: стараются давать фундаментальное знание, т. е. прививают навыки оригинального, критического мышления в большей мере, нежели требуют запоминания фактуры; принята ориентация на диалог и групповую работу.
Говорили, конечно, и о проблемах. Следы финансового кризиса ощущаются, и даже очень: до сих пор есть существенные трудности с государственным (state) финансированием; плата за обучение быстро растёт – как быть с доступностью и традиционной демократичностью образования, не совсем понятно; всё быстрее происходит обновление знаний, содержания преподавания дисциплин - как за этим успеть? Обостряется конкуренция на рынке образовательных услуг. Однако в заключение подчеркнули: образование в США предоставляет большую возможность свободного личного выбора, чем где бы то ни было в мире, и успешно выполняет запрос на образование в течение всей жизни.
Наконец вводные лекции закончились. Завтра к нам придёт доктор Лемюэль Уотсон, Великий и Ужасный, профессиональный консультант в сфере менеджмента. Будем разбирать, правильно ли мы организуем и управляем.
Первую часть очерка вы можете прочитать здесь.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть