Моцарт в восемь лет написал свою первую симфонию. Паскаль в пятнадцать лет опубликовал первый учёный труд. А Гарри Каспаров в 12 лет уже был чемпионом СССР по шахматам. Развивать интеллект и творческий потенциал с детства можно и нужно.
В регионе детей со школьной скамьи приобщают к науке. Четыре школы в крае находятся под патронажем Российской академии наук. О том, как дети делают первые шаги в мир научных открытий, рассказал главный учёный секретарь Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН Владимир Приходченко.
Шаг в науку
Наталья Стерледева, «АиФ-Прикамье»: Владимир Прокофьевич, что даёт школам и краю сотрудничество с академией наук?
Владимир Приходченко: Важнее, что это даёт детям. Проект рассчитан на то, чтобы у них появился интерес к научной деятельности. Нужно донести до детей, что все достижения прогресса в нашем мире дала наука.
В школах РАН запущены специальные инновационные программы. Учебным заведениям даётся небольшое дополнительное финансирование, регионы выделяют деньги на оборудование кабинетов физики, химии, математики. Часть денег уходит на повышение зарплаты учителям, которые ведут дополнительные занятия. Раз в год мы проводим конференции учащихся школ РАН «Старт в науку». Проект работает с 2019 г. Два раза мы уже проводили такие конференции – в 2020 г. и в 2021 г. Школьники с первого по одиннадцатый класс готовят доклады. Потом проходит конкурс, и эксперты определяют победителей, призёров. А лучшие работы публикуются.
Для ребят эти публикации – достижение. Это первая научная статья, первый шаг в науку. Совсем не обязательно, что они станут учёными. Но они уже получают представление о том, что люди науки нужны современному обществу, необходимы высокотехнологичным предприятиям.
Приобщать школьников к науке – хорошая мысль. Во времена моей молодости в СССР были кружки в Доме пионеров, где изучали дополнительно физику, химию. Наука, спорт, учёба – всё успевали. Было интересно.
– По каким темам ребята пишут работы?
– Направлений всего 12, в том числе археология, культурология, русская словесность, математика, физика, химия, информатика, история и пр. По каждому направлению мы привлекаем минимум двух экспертов от науки, которые оценивают работы ребят.
Приветствуются исследования, улучшающие качество жизни и здоровья, работы по освоению природных ресурсов, переработке отходов, технологиям растениеводства и животноводства. В этом году было много исторических работ – это был год 80-летия начала Великой Отечественной войны. Ребята на примере своих родных, которые участвовали в войне, рассказывали, как они понимают этот исторический факт.
Глазами детей
– Дает ли победа в конференции какие-то преференции при поступлении в вуз?
– Если они поступают в наши региональные институты – да. Они пишут в своих портфолио о победе на конференции. И при равных баллах с другими ребятами это даёт преимущество.
– Каковы требования к работам детей?
– Оцениваются новизна, актуальность, возможность применения их в регионе, возможность дальнейшего развития темы. Играет роль и умение изложить свою работу. Доклады оценивают, как на обычной научно-практической конференции. На доклад даётся по 15 минут, объём работы – 20-40 страниц.
Год от года конкурс развивается. Если в первой конференции 2020 г. приняли участие чуть более 80 человек, то во второй – в этом году – было заслушано уже 186 докладов. Работы девятнадцати победителей были опубликованы.
Научные эссе младшеклассников из школ Пермского края оценивали в школе № 17. Там было более 200 выступающих. Дети могли взять любую тему – о вопросах экологии, о любой современной проблеме, которую обсуждает мир. Было интересно, как ребёнок понимает эти проблемы, какова его точка зрения.
– Что нового будет на конференции 2022 года?
– В этот раз мы хотим предложить детям в разработку темы, которые могут потом найти продолжение в реальных научных исследованиях в нашем институте (ПФИЦ УрО РАН). Начав развивать тему в школе, после положительной оценки экспертов молодой человек сможет продолжить изучать её с помощью приборов нашего института. Хотим реализовать эту идею в будущем году. Посмотрим, что получится.
Зёрна гениальности
– Есть ли зёрна будущих открытий в сегодняшних докладах школьников на таких конференциях?
– Говорить о серьёзных научных открытиях у школьников – значит сильно забегать вперёд. Это всё равно что запланировать рождение нобелевского лауреата. Результат, которого мы ждём, – чтобы школьник понял, как проводить научные исследования, освоил методику научного эксперимента, методику постановки научного исследования. Да, есть интересные доклады. Один ученик обосновывал влияние шахматной игры на интеллектуальную деятельность школьника. Другой разработал и установил у себя в квартире большой парник, управляемый специальной программой в автоматическом режиме. Были и другие любопытные исследования.
– Что нужно, чтобы развивать научный подход у детей?
– Наверное, больше творчества. Мне кажется, повсеместный переход к тестовой системе контроля знаний несколько снижает возможность творчества – тесты настраивают на то, чтобы ученик шагал по определённому алгоритму. А в науке алгоритмы должны быть нетрадиционными. Поэтому надо проводить больше креативных мероприятий. Таких, как образовательный проект «Сириус» в России, «Большая разведка» в Пермском крае. Нужно популяризировать науку, чтобы дети хотели себя ей посвятить.