106

Нянька для гениев. В Перми создали робота для обучения машиностроителей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Прикамье 06/10/2021
Форму робота можно приспособить к потребностям конкретного учебного заведения.
Форму робота можно приспособить к потребностям конкретного учебного заведения. / Алексей Духанин / Из личного архива

В Пермском политехе в учебный процесс интегрировали робота-манипулятора. Станислав, так его зовут, помогает ребятам выполнять научно-исследовательские работы. С его помощью студенты учатся программировать настоящих роботов.

Без работы не останутся

«У нас возникла идея создать простого и надёжного робота-манипулятора, которым могли бы управлять с помощью созданных разработчиками программ даже дети. Было важно, чтобы такого робота собирали в короткие сроки и при необходимости его можно было бы легко починить. Так создали этого робота. Мы назвали его Станислав. Позже оказалось, что он незаменим при обучении студентов решению различных алгоритмических проблем, которые возникают в промышленной робототехнике», – рассказывает один из создателей робота, студент электротехнического факультета Пермского политеха Алексей Духанин.

Алексею 20 лет. Он учится на третьем курсе бакалавриата и уже участвовал в разработке нескольких интересных тем – создавал робота повышенной проходимости, занимался разработкой системы подсчёта ударов спортсменами на соревнованиях по тхэквондо, работал над темой интеллектуального доступа в помещение. Он признается, что любит браться за новые направления и получать результат. Благо, тем, в которых может проявить себя современный исследователь, – множество.

«Наиболее актуальные направления робототехники сейчас – проблемы в сфере анализа текста, машинного обучения и технического зрения.  Например, разработчики решают интересные вопросы: как понять смысл текста, как машине выяснить своё местоположение в пространстве конкретной комнаты и осознать глубину и объём предмета».

Стремительное развитие робототехники и возможность замещения роботами людей на их рабочих местах Алексея не пугает.

«Не думаю, что такая проблема когда-либо возникнет, ибо всех роботов нужно обслуживать, писать для них новое программное обеспечение и т.д. Так что люди не потеряют работу, а приобретут новую и более интересную», – уверен студент.

Готов выйти в тираж

Что касается Станислава, то в буквальном смысле он помогает создавать профессии нового формата – обучает программистов нового поколения. Возможно, в ближайшем будущем такие роботы появятся во многих школах и университетах. Ведь цена в данном случае – не проблема. Себестоимость  Станислава – 40 тыс. руб. Сделан он из достаточно недорогих материалов – алюминия и пластика. Пластиковые детали робота печатают на 3D-принтере, что это значительно ускоряет процесс его создания. Несмотря на то, что Станислав –  лишь модель серьёзного и дорогого промышленного робота, он способен поднимать вес до одного килограмма.

Сегодняшний робот – это уже третья модель робота-манипулятора. Первая версия его, созданная студентами Пермского политеха и участниками технопарка «Кванториум Фотоника», стала лауреатом юношеского инженерного конкурса «Оптимальный захват».  Две первые версии Станислава остались в «Кванториуме». Дети на этой модели учатся программировать роботов, получают ценные инженерные навыки. А усовершенствованный Станислав нашёл себе «работу» на кафедре Информационных технологий и автоматизированных систем Пермского политеха. Он  стал надёжным помощником будущих студентов-машиностроителей.

Наличие такого робота в вузе,  кружке робототехники, маленькой лаборатории или технической школе решает многие проблемы, считают разработчики.

«У будущих машиностроителей не всегда есть возможность обучаться управлению промышленными манипуляторами. Во время практики на предприятиях ученики работают с дорогостоящим оборудованием и не имеют доступа к его программному обеспечению. Стоимость ремонта и обслуживания таких роботов тоже высока. И для выполнения более «творческих» задач такое оборудование не всегда подходит. А более дешёвые аналоги не отличаются высоким качеством и быстро ломаются», – рассказывает Алексей Духанин.

Его научный руководитель, доцент кафедры информационных технологий и автоматизированных систем электротехнического факультета Пермского политеха, кандидат технических наук Даниил Курушин, считает, что робота можно смело внедрять в образовательный процесс. Форму его при этом можно приспособить к потребностям учебного заведения.

«Срок изготовления одного робота – до двух недель. Его можно реализовать в виде настольного оборудования, оснастить передвижной подставкой или самодвижущейся платформой. Это позволит расширить сферу изучения образовательных программ», – говорит Даниил Курушин.

Пока идёт поиск инвесторов и заказчиков, разработчики задумались о создании четвёртой версии Станислава – из металла. И в три раза больше его предшественника.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах