26 апреля ученики, родители и педагоги пермской гимназии № 17 снова вышли на митинг. Ведь на кону – само существование этого учебного заведения.
После проведенного ремонта в стенах гимназии не поместилась почти треть учеников. Они продолжают скитаться по чужим углам. 180 гимназистов учатся в здании школы № 21, которое вскоре может быть закрыто на капитальный ремонт.
Гимназия задыхается от нехватки земли. Негде разместить даже мусорные контейнеры. Нет хозяйственной зоны, спортивной площадки, зоны отдыха для учащихся. А значит, гимназия может просто не пройти очередную переаттестацию, не получить лицензию на обучение детей – из-за нарушения норм, связанных с острой нехваткой площадей.
Между тем рядом с гимназией уже 12 лет пустует участок земли, на котором вполне поместился бы и пристрой для начальной школы, и современный спортзал, и школьный стадион. В чем загвоздка? Почему бы этот участок земли не передать гимназии, давно ставшей лицом Пермского края? Тем более что городская администрация обязана это сделать, дабы выполнить распоряжение Владимира Путина, а также аналогичные указания бывшего губернатора Олега Чиркунова и нынешнего – Виктора Басаргина. Срок исполнения поручений губернатора Басаргина, к слову, истек еще в октябре 2013 г.
Продолжается ожесточенная борьба за пустырь площадью в 9,5 тыс. кв. м, на котором сейчас паразитирует несанкционированная автостоянка.
Ремонт или осада
Редакция «АиФ-Прикамье» внимательно следила за всеми перипетиями этой борьбы. Мы много раз писали об этой ситуации. Напомним, что еще в 2007 г. прилегающий участок земли, который по генплану закреплялся за гимназией, был сдан в аренду фирме «Камтрансстрой». Арендатор вознамерился, в нарушение всех строительных норм, возвести 6-11-этажный торгово-развлекательный корпус вплотную к стенам гимназии.
После того, как застройщики ринулись укреплять проблемный грунт (здесь протекает подземная река), произошли подвижки грунта и фундамента под зданием гимназии. По стене, прилегающей к земельному участку, поползли трещины, обрушилась часть потолка в актовом зале. Чиновники молча наблюдали за происходящим. Родители и педагоги были втянуты в изнурительную борьбу за проведение капитального ремонта здания.
В 2008 г. школу просто закрыли. Ученики и учителя скитались по чужим учебным заведениям, а ремонт начался только спустя 3 года – после того как коллектив гимназии вышел на митинг и достучался до администрации Президента.
Попечительский совет и администрация гимназии № 17 внимательно наблюдали за ремонтом, еженедельно проводили оперативки со строителями. На время ремонта руководство гимназии отказалось выезжать из здания. В свое время администрация пермского лицея № 1, вошедшего в десятку лучших учебных заведений страны, выехала из здания по ул. Якуба Колоса, 12, на время ремонта. И больше туда не вернулась: здание у лицея забрали, мотивируя это… нехваткой детских садов.
Президент – не указ?!
В ноябре 2010 г. истекал срок аренды прилегающего к гимназии земельного участка. Городская администрация могла вернуть эту муниципальную землю, всего лишь направив арендатору извещение о том, что договор аренды далее не пролонгируется. Земля не использовалась, на ней ничего не строилось, да и не могло быть построено по санитарным нормам. Но чиновники не сделали этого, после чего договор, по закону, стал бессрочным. Более того, с их согласия произошла переуступка права аренды в пользу ООО «Транк». А межевание городские власти провели прямо по стене многострадальной гимназии. Удивление высказал даже действующий в то время губернатор Олег Чиркунов, ведь переуступка права аренды произошла тогда, «когда вопрос о введении в эксплуатацию здания гимназии уже стоял очень остро».
После ремонта наполняемость гимназии съежилась до предельного минимума. Вместо 900 человек школа теперь может обучать 600, да и то с натягом. А значит, неизбежно возникают трудности с подушевым финансированием. Мало учеников – куцее финансирование, не позволяющее гимназии быть рентабельной. А ведь это одна из лучших школ страны! По итогам прошлого учебного года она заняла 1-е место в городе и в крае по результатам обучения. Но вместо того чтобы поддерживать это уникальное учебное заведение, ему систематически перекрывают кислород.
Ветер перемен
Как известно, в настоящее время ООО «Транк» – банкрот. Этот застройщик не выполнил обязательства перед сотнями дольщиков, запутался в финансовых махинациях. Его имущество выставили на торги. В этой конкурсной массе – и право аренды на участок земли, прилегающий к гимназии № 17. Оно оценивается в 240 млн руб.
Городская администрация пыталась расторгнуть договор аренды с ООО «Транк», но безуспешно. Суд во всех трех инстанциях признал договор действующим и наложил на земельный участок запретительные меры.
– Высококлассные юристы, которые готовы были подсказать департаменту земельных отношений, как нужно правильно строить судебный процесс, оказались не востребованы. Юристы городской администрации пошли своим путем. В результате все суды проиграны, – с горечью говорит Александр Осипанов, член попечительского совета гимназии № 17. – Накануне митинга чиновники пригласили нашу группу на встречу, где пошел разговор о том, как можно вернуть гимназии спорный участок земли. Мы высказали такую мысль: сегодня бизнес смотрит на новых людей, пришедших в администрацию Перми, и ждет знакового процесса – сигнала о том, что наконец будет установлен справедливый порядок для всего города. Мы выразили надежду, что это случится на примере нашей школы.
Хотелось бы верить, что дело сдвинется с мертвой точки и над лучшим учебным заведением края перестанет висеть дамоклов меч.
Комментарии
Игорь Сорокин, председатель попечительского совета гимназии № 17:
– Накануне митинга представители нашей гимназии были приглашены на встречу в городскую администрацию. Там мы озвучили свое предложение: предоставить арендатору другой участок земли взамен прилегающего к гимназии. Чиновники могли бы договориться об этом с конкурсным управляющим предприятия-банкрота ООО «Транк». На это предложение мы услышали решительное «нет» – без объяснения причин. Сейчас для решения вопроса предлагаются полумеры, которые легко могут быть заблокированы судом в рамках обеспечительных мер на время процедуры банкротства застройщика.
Мы все время ощущаем, что власти города находятся не на стороне коллектива гимназии. Защищаются интересы определенной группы людей. На мой взгляд, все делается для того, чтобы гимназия либо съехала, либо рухнула. Есть как бы две руки. Одна «лепит шлагбаум», другая пытается под него пролезть, что-то отсудить, но… якобы уже поздно. Происходит заигрывание с народом. На самом деле, в сложившейся ситуации у властей достаточно административного ресурса, чтобы решить вопрос о передаче гимназии земельного участка, не ущемляя интересов дольщиков. Было бы желание!
Максим Клепцов, ученик 9 класса:
– Четыре года наша параллель скиталась по разным школам: сначала мы учились в 32-й, потом в 21-й. Много потеряно в плане приобретения знаний, ведь у нас не было того оборудования, которое сейчас имеется в гимназии. Многое не выполнено по учебной программе – к примеру, лабораторные работы. Частично утеряны традиции: проведение различных конференций, ежегодного фестиваля искусств. И тем не менее по результатам обучения мы в лидерах.
Спортзал в нашей гимназии маленький. В нем невозможно заниматься игровыми видами спорта. Нет спортивной площадки – негде сдавать нормы ГТО.
Андрей Ярославцев, заместитель главы администрации Перми:
– В настоящее время право аренды на земельный участок по ул. Ленина, 33, 35, принадлежит ООО «Транк». Решением Арбитражного суда Пермского края компания признана банкротом, и в отношении нее открыто конкурсное производство. В феврале 2012 г. в рамках процедуры наблюдения и в октябре 2013 г. в рамках процедуры банкротства на земельный участок по ул. Ленина, 33, 35, суд наложил обеспечительные меры. Таким образом, администрации Перми запрещено заключать договоры аренды земельного участка с другим лицом, помимо застройщика (ООО «Транк»), осуществлять государственную регистрацию такого договора аренды, а также распоряжаться участком каким-либо иным образом. В силу Закона о банкротстве обеспечительные меры действуют до даты завершения конкурсного производства.
Меры, предпринятые администрацией города по возврату земельного участка в судебном порядке в процедуре банкротства ООО «Транк», на текущий момент исчерпаны. Тем не менее мы предпримем попытку возвратить данный земельный участок в муниципальную собственность для возможной дальнейшей передачи гимназии № 17. Такая возможность появится в случае завершения процедуры банкротства ООО «Транк».
Юрист департамента земельных отношений г. Перми:
В декабре 2007 г. был заключен договор аренды земельного участка по ул. Ленина 33, 35, между администрацией Перми и ООО «Камтрансстрой». 20 октября 2010 г. произошла уступка права аренды. Новым арендатором земельного участка стало ООО «Транк». Но в 2011 г. эта компания подала заявление о признании ее банкротом. Суд сразу наложил обеспечительные меры в рамках процедуры наблюдения по специальной норме: банкротство застройщика. Администрация Перми направила уведомление «Транку» о расторжении договора об аренде земельного участка, считая, что по ст. 610 УК вправе прекратить этот договор, заключенный на неопределенный срок. На что суд заявил, что, поскольку применяются специальные правила банкротства застройщика, просто так отказаться от договора аренды администрация Перми не может. Мы оспаривали это решение во всех трех инстанциях, но суд нас не услышал. Он прислушался к заявлению конкурсного управляющего ООО «Транк» Марии Леонгард, которая заявила, что у этой организации очень большая задолженность перед дольщиками, может случиться социальный взрыв, ситуация на контроле у губернатора и президента. Право аренды земельного участка включено в конкурсную массу и оценено в 240 млн руб. Г-жа Леонгард заявила, что возвращать землю гимназии нужно не за счет обманутых дольщиков.
Администрация Перми обращалась в Госреестр, чтобы исключить запись об аренде земельного участка. Там ответили, что невозможно снять обеспечительные меры. Это возможно только по заявлению конкурсного управляющего или при госрегистрации перехода права аренды, реализованного в ходе конкурсного производства.