Потребность предприятий в профессионалах растёт год от года. Причём сейчас борьба идёт не только за рабочие места, но и за тех, кто их будет занимать. Спрос на сотрудников растёт, но и требования к ним тоже. Найти подходящие кадры не всегда просто. Выпускников меньше, чем нужно заводам, а талантливые ребята нередко уезжают из региона. Как в этих условиях предприятиям найти необходимых специалистов? Как задержать молодёжь в крае?
Наработками, опытом и идеями по решению возникающих проблем представители сферы образования и предприятий поделились во время круглого стола, который прошёл в пресс-центре «АиФ-Прикамье».
Под запросы предприятий
О том, какие подходы используют в регионе для подготовки профессионалов, рассказала министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина. Она обратила внимание на то, что край всегда ориентируется на запросы предприятий.
«Бывает, что крупное производство требует, например, 1 тыс. человек, а в той территории ежегодно из школы выпускаются всего 300 ребят. Что в этих условиях делать? Прежде всего – создавать условия, чтобы к нам приезжали люди из других регионов, а студенты из края максимально оставались на малой родине, – говорит Раиса Кассина. – Наше преимущество в том, что благодаря поддержке губернатора Пермского края Дмитрия Махонина мы единственные в стране начали строить общежития для студентов. Это даёт возможность ребятам приезжать на учёбу в разные территории края. Ещё одно направление решения кадровой проблемы – обучение ребят не одной, как прежде, а двум-трём специальностям. Это позволит им перестроиться под нужды той территории, где они живут, и работодателя. Кроме того, готовим специалистов по востребованным экономикой региона направлениям».
По словам министра, знакомить ребят с профессиями начинают ещё в школе. И главное направление – это профильное образование. В регионе открывают инженерные, технологические, авиаклассы. И даже класс Сперанского, где можно получить знания в области права. Большой популярностью среди ребят пользуются медицинские классы. В Перми они работают в школах №№ 6, 76 и лицее № 2. Ещё один медкласс открылся недавно в школе «Приоритет», сообщил мэр горда Эдуард Соснин.
Сейчас в школах возрождают что-то подобное УПК (учебно-производственные комбинаты. – Ред.), которые были в советские времена. В 10 территориях региона на базе средних учебных заведений либо на базе предприятий детей будут обучать профессии, с которой они сразу же смогут поступать на работу.
Министр образования и другие участники круглого стола также отметили тенденцию, которой уже не первый год: ребята всё чаще выбирают для обучения именно средние учебные заведения. Но специалисты с высшим образованием тоже очень нужны. Шаги к популяризации «вышки» уже предпринимают. В Пермском крае впервые в РФ открыли профильные школы в трёх вузах. Это не просто школа при вузе, а именно структурное подразделение. Ребята, которые там учатся, мотивированы как продолжать обучение в высшем учебном заведении, так и оставаться в Пермском крае. В регионе также работает проект «Открытый университет». Это онлайн-платформа, подключиться к которой можно из любой территории страны. Проект позволяет привлечь новых студентов и сделать регион узнаваемым. А иногородние ребята важны: по статистике, за одним человеком потом приезжают шестеро.
Менять подходы
Представители вузов, заведующий кафедрой автоматики и телемеханики ПНИПУ, д.т.н. профессор Александр Южаков и проректор по ИТ и инновационному развитию ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера Андрей Байдаров обратили внимание на то, что потребность в подготовке специалистов технических (в частности, инженерных) специальностей действительно большая.
«Сейчас происходит трансформация системы образования, возвращается специалитет. Однако как бы мы ни называли систему, если не поменять главные подходы, которые сейчас существуют, не изменится ничего, – сказал Александр Южаков. – Потребность в инженерах очень высока. Сейчас у нас в группе из 25 человек до диплома доходят далеко не все. Учиться трудно, инженерные специальности – это не всегда высокие зарплаты, а ответственность большая. Кроме того, после учёбы выпускник обязан какое-то время поработать по специальности, если учится за государственные деньги».
Также профессор отметил, что самых лучших забирает столица, причём талантливые ребята иногда переводятся в лучшие московские университеты на этапе обучения. Чтобы стимулировать студентов оставаться в регионе, краю важно работать над своим имиджем.
«Ситуация в этом плане меняется в лучшую сторону. Это поможет повысить привязанность ребят к территории и находить работу на наших предприятиях. Скоро в Перми пройдёт Всероссийская «Битва роботов», к нам приедут из других регионов. Это важно для узнаваемости края», – считает Александр Южаков.
Андрей Байдаров обратил внимание на то, что все, даже самые эффективные меры не сработают, если сотрудники в регионе не чувствуют себя комфортно. Уверенность и желание оставаться в той или иной территории придаёт и доступ к качественной медицине. Сама медицинская сфера становится всё более технологичной, в регионе строят много больниц. Современные врачи используют в работе множество сложных цифровых устройств и различное оборудование, которое нуждается в обслуживании, сопровождении и отладке. Для этого тоже нужны инженеры.
В профессию – с детсада?
Участники круглого стола согласились с тем, что в гонке за профессионалами сейчас побеждают предприятия, которые сами плотно занимаются их подготовкой.
Своим опытом привлечения и подготовки квалифицированных сотрудников поделились предприятия «Метафракс» и Краснокамский ремонтно-механический завод (КРМЗ). Они идут по похожему пути, максимально включаясь в подготовку профессионалов со школьной скамьи. Так, крупное химическое предприятие уже давно создало цепочку, которая позволяет ребятам знакомиться с профессией с начальных классов. На старшей ступени начинается обучение в профильных классах. Также предприятие плотно сотрудничает с Уральским химико-технологическим колледжем. Замдиректора колледжа Михаил Ворошилов рассказал, что во время совместной работы удалось придумать множество важных и интересных решений для подготовки специалистов. Например, на базе школ Губахи созданы технологические классы, выпускники которых осознанно и мотивированно выбирают специальности колледжа. Благодаря программе ДПО ПНИПУ для студентов 3-4 курсов выпускники колледжа имеют возможность получения заочного образования в Пермском политехе в сокращённые сроки.
Химики готовы заходить с игровыми программами даже в детсады, чтобы знакомить с профессией малышей. Правда, представители вузов считают, что куда важнее обеспечивать крепкое базовое образование. Ребятам необходимо хорошо знать физику, химию, математику и т. д. Однако учителей по этим специальностям в регионе не хватает.
О привлечении кадров на предприятие заботится заранее и КРМЗ, где запускают проекты для школьников в партнёрстве с Союзом изобретателей. В проекте участвуют почти все школы Краснокамска. Для детей проводят хакатоны, во время которых они решают задачи, возникающие на производстве.
Руководитель регионального центра компетенций в сфере повышения производительности труда Елена Зверева считает, что кроме обучения новых работников нужно повышать и их эффективность.
«Давайте будем учить студентов не только профессии, но и культуре производства. Мы понимаем, что людей у нас не станет больше, а вот их эффективность можно повысить за счёт обучения ребят в техникумах, вузах. Эти знания просты, и их может освоить каждый», – считает Елена Зверева.
В итоге все участники беседы согласились с тем, что подготовка кадров – это общая задача всех заинтересованных сторон: от края и предприятий до вузов и средних учебных заведений.